вторник, 16 апреля 2024 г.

"Мы гордость и радость делим..."

"... С тобою, советский брат…
Глянь: на трибуне стоят
Рядом Никита с  Фиделем".


 
60 лет назад советские люди с удовольствием ржали над шутками соседского клоуна:
"Верный ленинец, славный сын советского народа
Вчера в Большом Кремлевском дворце
... Выступает Президент Финляндии Урхо К. Кекконен
Речь Урхо К. Кекконена
Уважаемый Председатель Совета Министров! Господа! Товарищи!
Я с большим интересом слушал произнесенные здесь речи и заметил, что Никиту Сергеевича объявляли когда украинцем, когда узбеком, когда казахом и т. д.
Я очень благодарен Анастасу Ивановичу за то, что он мне дал так скоро слово, так что я могу внести коррективы в это дело. Понятно, Никита Сергеевич — финн.
(Смех, аплодисменты).
Действительно, мы, финны, всегда признавали и чувствовали в Никите Сергеевиче хорошего, истинного друга, и мы очень благодарны ему за все то, что он сделал для укрепления, улучшения отношений между Советским Союзом и Финляндией. Мы знаем, что эта часть в его деятельности, огромной деятельности, является небольшой, но мы очень благодарны, что он смог уделить время и внимание развитию отношений между Советским Союзом и небольшой соседней страной.
Но гораздо большей задачей Никиты Сергеевича было укрепление мира во всей мире. И я полностью присоединяюсь здесь к тому, что академик Александров только что высказал. (Аплодисменты).
Я думаю, дорогие друзья, что вы все присоединитесь ко мне, когда я предложу поднять бокал за Никиту Сергеевича, как защитника мира. Я надеюсь, что у него много лет, много лет впереди для продолжения борьбы за мир. (Продолжительные аплодисменты)".
("Правда", 1964, № 109 (18 апреля), с. 4)
.

понедельник, 15 апреля 2024 г.

"Но народ Китая нового лучше ты теперь не тронь…"

"… А затронешь, так останется
От тебя одна Тайвонь!"


65 лет назад советские люди желали мирной и счастливой жизни широким массам тибетского духовенства:
"Решимость тибетского народа идти по пути социализма
Демонстрация и митинг жителей Лхасы
Пекин, 16 апреля. (ТАСС). Как сообщает корреспондент агентства Синьхуа из Лхасы, вчера здесь состоялась самая крупная за всю историю Тибета 20-тысячная демонстрация жителей Лхасы.
В празднично украшенных колоннах демонстрантов шли тибетцы, хуэйцы, ханьцы, тысячи лам, патриотические деятели верхних и средних слоев Тибета, народные ополченцы, крестьяне окрестных районов Лхасы.
В полдень участники демонстрации направились к народной площади перед дворцом Нотала, где состоялся массовый митинг.
На митинге с речами выступили начальник комитета военного контроля Лхасы Народно-освободительной армии Китая Дэн Шао-дун, секретарь Лхасского горкома комитета КПК Хуэй И-жэнь, заместитель начальника комитета военного контроля Лхасы Сампо Цэванжэньцзэнь.
Тибетский народ, отметил Сампо Цэванжэньцзэнь, с радостью встретил наступление дня своего нового рождения и решительно поддерживает мероприятия правительства КНР. Для того, чтобы тибетский народ жил более счастливой жизнью, сказал он, мы должны еще теснее сплотиться, добросовестно выполнять свои обязанности под руководством комитета КПК в Тибете, подготовительного комитета по созданию Тибетского автономного района и командования Тибетского военного округа.
В своих речах на митинге жители Лхасы осудили преступные действия мятежников и на конкретных примерах разоблачили ложные утверждения, будто мятеж в Тибете был поднят во имя интересов тибетского народа.
Участники митинга приняли телеграмму соотечественникам всех национальностей и всех слоев населения Тибета.
Мы, подчеркивается в телеграмме, преисполнены решимости под руководством Коммунистической партии Китая, откликаясь на все призывы комитета военного контроля Лхасы Тибетского военного округа Народно-освободительной армии Китая, защищать единство родины и национальное сплочение, вместе с частями Народно-освободительной армии решительно и полностью ликвидировать мятеж, уничтожить явных и скрытых мятежников с тем, чтобы широкие массы духовенства и гражданского населения Тибета жили мирной и счастливой жизнью.
Под мудрым руководством Коммунистической партии Китая, говорится в заключение телеграммы, тибетский народ сплотился еще теснее. Пусть наша сила, как бурная река Цангио (река Брамапутра), полностью сметет мятежников, которые пытаются воспрепятствовать Тибету идти вперед! Пусть Тибет идет по светлому, демократическому, социалистическому пути!"
("Известия", 1959, № 91 (17 апреля), с. 5).

воскресенье, 14 апреля 2024 г.

"Под весеннего грома раскаты..."

"... Поднимались на праведный бой
Пионеры, теперь уж солдаты, —
Знаменосец, горнист, звеньевой".
  

55 лет назад пестрели приказами каких-то проходимцев советские газеты:
"Приказ № 4 командующего районной игрой "Зарница"
8 апреля 1969 г.   
г. Тотьма.
Согласно приказа № 2 от 5 марта были проведены районные стрелковые соревнования между батальонами. По результатам их приказываю:
1. Наградить дипломом первой степени команду батальона юнармейцев средней школы № 1, занявшую первое место с результатом 173 очка.
Дипломом второй степени наградить команду батальона юнармейцев Вожбальской восьмилетней школы, занявшую второе место с результатом 171 очко.
Дипломом третьей степени наградить команду батальона юнармейцев средней школы № 2, занявшую третье место с результатом 147 очков.
2. Юнармейцев С. Немирова, В. Кузнецова, Н. Федотовского, выполнивших нормативы, наградить грамотой и значком "Юный стрелок".
3. Командирам батальонов к 20 апреля представить в районный штаб "Зарницы" списки юнармейцев, выполнивших нормативы "Юного стрелка".
В. Овсянников,
командующий районной игрой "Зарница",
В. Валова,
начальник штаба".
("Ленинское знамя", Тотьма, 1969, № 45 (15 апреля), с. 4).

суббота, 13 апреля 2024 г.

"Вот и весна пришла в убранстве светлом…"

"… В листках зеленых, в молодой траве,
С лазурным небом, непоседой-ветром
И с песнею широкой о Москве".
 
 
70 лет назад никак не могли унять радость от апрельского снижения цен на продовольственные и промышленные товары некоторые работники советского прилавка:
"Короткие сигналы
... Заведующий магазином № 3 отделения Волоблторга Ерыкалов Н. А. часто в пьяном виде бывает на работе. Так, например, пьяный явился за прилавок 1 и 7 апреля. Дело доходило до оскорбления покупателей.
Покупатели".
("Рабочий леса", Тотьма, 1954, № 45 (14 апреля), с. 4).

пятница, 12 апреля 2024 г.

"Наш завтрашний день в урожаях обильных…"

"… Что озимью дружной
В полях проросли.
По честному праву
Бесстрашных и сильных
Мы требуем мира
Народам земли". 
 

70 лет назад в СССР товарищи из руководящего состава следовали примеру вышестоящих руководителей:
"Разбазаривают поросят
Некоторые товарищи из руководящего состава сельхозартели имени Ворошилова, Матвеевского сельсовета, злоупотребляют своим положением. Так, заместитель председателя правления тов. Федотовский А. А. взял с фермы двух поросят. Одного из них оставил у себя, а второго – увез в Тотьму и продал там за 150 рублей, тогда как в колхозную кассу т. Федотовский уплатил только 75 рублей.
Примеру Федотовского последовал бригадир тов. Копытов П. И. Он также взял поросенка за 75 рублей, а в Тотьме перепродал его за сто пятьдесят рублей.
Колхозники возмущены действиями Федотовского и Копытова.
С. Алексеев,
Н. Воронина".
("Рабочий леса", Тотьма, 1954, № 45 (14 апреля), с. 4).

четверг, 11 апреля 2024 г.

"Мы всюду тебя узнаем…"

"… Над книгой, с веслом, у штурвала,
За ровным чертежным столом,
На сцене концертного зала,
В канатах морских кораблей,
На полках транзитных вагонов,
Под небом Отчизны моей,
На свежей траве стадионов".
 

65 лет назад важной формой организации советского досуга была художественная самодеятельность:
"В помощь художественной самодеятельности
Воинский подвиг
Когда солдат, усталость позабыв,
В глухую ночь берет в пути преграды,
В десятый раз маневр свой повторив, –
Мы понимаем: так сегодня надо.
В палящий зной, в морозы и дожди
Он учится встречать опасность смело,
Все выполнить, свершить, перенести, –
Так Родина солдату повелела.
Пускай тяжел наш беспокойный труд,
Но каждый рядовой советский знает,
Что подвигов отважные не ждут,
Им учатся – потом их совершают!
В. Загорулько".
("На боевом посту", Московский округ противовоздушной обороны, 1959, № 85 (11 апреля), с. 4)
.

среда, 10 апреля 2024 г.

"На страже мы без робости на море и на суше..."

"... Всегда ударом доблестным
Пожар войны потушим!"


65 лет назад в СССР советские солдаты за рубежом не могли расслабиться даже с гэдээровскими волчатами:
 
"Беседы о бдительности
 
2. Секреты хранятся не только в сейфах
Рихард Грундинг работал истопником в служебном здании советского учреждения в Берлине. С ним произошел такой случай.
Из-за технической неисправности лопнул отопительный котел. Побоявшись, что придется возмещать убытки, Грундинг сбежал. Он попытался поступить на службу в фирму "Телефункен", находящуюся в американском секторе Берлина. Узнав, что Грундинг долгое время работал в советском учреждении, американцы предложили ему возвратьться обратно и пообещали выдать деньги на случай, если понадобится возместить убытки за лопнувший котел. При этом ему было поставлено условие не сжигать черновиков бумаг, бросаемых сотрудниками учреждения в топку, а передавать их американцам.
Для чего же американской разведке понадобились черновики наших бумаг? Почему ее агенты рыщут по мусорным ямам советских военных городков?
 
Курочка по зернышку, шпион по крупинке...
Для вражеских  разведчиков получить сведения о расположении наших воинских частей, их численности и боевой технике, морально-политическом состоянии личного состава – трудная задача, сопряженная с большим риском. Поэтому шпионы стараются добывать такие сведения по крупицам, охотятся за отдельными мелкими и, казалось бы, совершенно незначительными фактами. Поистине, как в пословице: "Курочка по зернышку..."
Один из бывших руководителей германской разведки писал, что немецкая разведка рассчитывала главным образом на "изучение мелких подробностей, отобранных из массы сведений, проходящих сквозь ее фильтры... Мелкие подробности, отдельные частности, факты кажущиеся незначительными, проверенные и сравненные с другими, дают более достоверные данные".
Источником таких данных зачастую являются использованная копировальная бумага, старая лента от пишущей машинки, следы на промокательной бумаге, солдатская газета, письмо и даже пепел сожженных документов, если он не размельчен. Вот как был разгдашен личный состав одной из танковых рот.
Подразделение получило погоны и петлицы. Писарь составил раздаточную ведомость, по всем правилам оформил ее и отнес на вещевой склад. Четвертушку же газеты, что подкладывал под бумагу, когда чертил и заполнял ведомость, выбросил в мусорный ящик. Вечером того же дня вражескому лазутчику удалось пробраться на территорию роты. В числе других клочков бумаг его внимание привлекла и четвертушка смятой газеты. Он подобрал ее, расправил, и она рассказала ему не только о числе солдат и сержантов в роте, но и каждого назвала по фамилии: на бумаге явно сохранились оттиски карандаша писаря, составлявшего ведомость.
Около одной из наших воинских частей, дислоцирующейся на территории Германской Демократической Республики, стали часто появляться дети местных жителей. Солдаты гостеприимно встречали их, заводили с ними игры. Но как-то дежурный офицер заметил, что один мальчик спрятал подобранную им солдатскую многотиражную газету. Офицер спросил его, зачем он это делает.
— Тетя Эльза просила, — последовал ответ. — Она мне и другим ребятам за каждый номер этой газеты платит...
Нетрудно догодаться, почему "тетя Эльза" проявляла интерес к нашим военным газетам. Являясь агентом вражеской разведки, она рассматривала их как важный источник секретных сведений.
Из множества отрывочных фактов, о которых сообщают газеты, шпион путем догадок и предположений стремится составить хотя бы относительно цельный разведывательный материал.
Известен и такой случай. Во время Великой Отечественной войны одному гитлеровскому шпиону было поручено добывать и тщательно изучать личную переписку советских военнослужащих. Будучи разоблаченным, он рассказал, как эта переписка помогла ему установить дислокацию советского воинского соединения.
Дело было так. Вражеская разведка узнала, что соединение отвели с фронта в тыл. Но куда именно и с какой уелью оно передислоцировалось – установить ей не удалось. Тогда разведчики стали кропотливо, по крупицам собирать всякого рода отрывочные сведения об "исчезнувшем" соединении. И в этом трудном деле им помогло письмо солдата М.  Желая сообщить родным о том, где он теперь находится, М. попытался по-своему "зашифровать" это. Как бы между прочим, только намеком он написал: "Нахожусь там, куда у нас не ездят со своим самоваром".
Именно эта фраза и послужила "ключом" к раскрытию той важной военной тайны, за которой так усиленно охотилась вражеская разведка. Опытный шпион, хорошо знающий нашу страну, бытующие у нас поговорки и крылатые фразы, безошибочно определил, где находится соединение.
О многом говорят эти факты. И прежде всего они напоминают нам, как важно быть осторожным в переписке. В письмах родным и закомым, в редакции газет и в учреждения не должно содержаться никаких данных, никаких намеков, из которых шпион мог бы выудить для себя хотя бы малейшие сведения, составляющие военную и государственную тайну. Недаром говорится: "Что не должен знать твой врвг – не пиши и другу".
Но бывает так, что военнослужащему просто необходимо ствпшему начальнику или в какое-либо учреждение что-то серьезное, являющееся государственной или военной тайной? Конечно, бывает. В таких случаях нужно посылать письма закрытой почтой.
Бдительный воин не только сам не напишет ничего такого, чем бы мог поживиться шпион, но и предостережет от этого своих родных и знакомых.
 
Охота за документами
Приведенные факты напоминают о необходимости самым тщательным образом хранить личные и служебные документы, письма и конверты. Однако не все воины придают этому должное значение. В результате вот что иногда получается.
Старшина батареи старший сержант Филипп Кабаков неожиданно получил письмо. Неизвестный корреспондент, укрывшийся за псевдонимом "сосед-доброжелатель", сообщал неприятную весть. Он писал: "Вот уже вторую неделю Тоня (жена Кабакова. – Г. Н.) почти не бывает дома, а если и бывает, то обязательно в окружении каких-то повес...".
Кабаков хорошо знал свою жену, верил ей. И тем не менее письмо "доброжелателя" больно кольнуло сердце: а вдруг...
Узнав о причине волнения старшего сержанта, командир решил навести справки. Через некоторое время на его имя пришло сразу три письма. Мать Кабакова, райвоенком и соседи по квартире Тони с гневом отвергли возведенную на нее клевету.
Кто же автор этого грязного пасквиля? Какую цель преследовал он?
Нетрудно догадаться, что автором анонимки мог быть только враг. Своим "посланием" он пытался повлиять на моральное состояние советского воина, отвлечь его внимание от борьбы за повышение боевой готовности подразделения. Но кто дал ему адрес Филиппа и Тони? Никто. Их шпион мог узнать лишь из конверта,который Кабаков потерял на тактическом учении.
Пробравшись в нашу страну, шпионы и диверсанты тщательно маскируются. Они всегда имеют при себе паспорт, военный билет, трудовую книжку и другие подлинные или искусно подделанные документы. Однако фальшивые паспорта и командировочные предписания крайне ненадежны, часто приводят к провалам...
К дежурному по контрольно-пропускному пункту лагеря старшине сверхсрочной службы Максимову подошли два офицера.
— Нам к командиру части, — сказали они, предъявляя свои документы.
Удостоверения личности и командировочные предписания офицеров были оформлены правильно и не вызывали никаких подозрений, фотокарточки в удостоверениях соответствовали личности предъявителей, штампы и печати были на месте. Но старшина обратил внимание на одну деталь. Судя по содержанию документов, офицеры служили в разных частях, печати и подписи на бумагах были различными, но текст обоих предписаний заполнен одним и тем же почерком и одинаковыми чернилами. У старшины это обстоятельство вызвало сомнение.
— Что? Запятая не на месте? — усмехнулся один из офицеров.
На эту реплику дежурный не ответил.
— Можете проходить, — коротко сказал он, возвращая документы их владельцам. Когда же  прибывшие прошли в расположение лагеря, Максимов немедленно доложил о своем подозрении дежурному по части. "Офицеров" задержали. Позднее выяснилось, что оба они являлись агентами одной иностранной разведки и пытались проникнуть в лагерь со шпионско-диверсионными целями.
Чтобы избежать подобных провалов, разведки империалистических государств организовали подлинную охоту за документами советских граждан. Ведь обладателю настоящего паспорта, удостоверения, комсомольского, а еще лучше партийного билета легче втереться в доверие наших людей и творить свое черное дело.
Сотрудник американской разведки капитан Холлидей инструктировал засылаемых в нашу страну агентов:
— Используйте все средства — подкуп, взятки и прочее, не останавливайтесь перед препятствиями, но будьте осторожны: если надо убить, чтобы завладеть документами, убейте и возьмите их. — При этом "охотники" за документами советских граждан снабжались пистолетами, специальным оружием в виде авторучки для стрельбы слезоточивым газом, кистенями, таблетками и ампулами для усыпления людей.
Стало быть, всякая небрежность в хранении личных документов, а тем более удостоверения личности, партийного и комсомольского билетов, является тяжким проступком перед партией и государством.
                                                                            *   *   *
И еще об одном.
Как-то после комсомольского собрания, на котором речь шла о сохранении военной тайны, рядовой Башмаков говорил:
— Ну, какие секреты я могу разгласить? Ведь то, что известно мне, солдату, ни для кого не является тайной...
Это — глубокое заблуждение. Государственной и военной тайной располагают не только командиры, ученые, инженеры и те, кто соприкасается с секретной перепиской. Самые "невинные" общие сведения о предприятии, его продукции, технике, строительстве новых фабрик и заводов, мостов и дорог, кажущиеся на первый взгляд "общеизвестными", представляют большой интерес для шпиона. Воин Советской Армии, кроме того, знает месторасположение и организацию подразделения, в котором он служит, знает, чем оно вооружено, сколько в подразделении солдат, сержантов и офицеров, какие проводятся занятия.
Как видим, секреты хранятся не только в сейфах. Рассчитывая на беспечность отдельных военнослужащих, агенты иностранных разведок стараются заполучить в свои руки любой обрывок служебной бумаги, клочок военной газеты или солдатского письма. Не проходят они и мимо конверта, бывшей в употреблении копирки, конспекта занятия, боевого листка.
Задача каждого воина – умело и бережно хранить служебные и личные документы, зорко следить за тем, чтобы не только эти документы, но и другие материалы – служебная переписка, военные газеты, личные письма военнослужащих и т. д. не могли попасть в руки врага.
Подполковник Г. Никитин".
 
("На боевом посту", Московский округ противовоздушной обороны, 1959, № 82 (8 апреля), с. 2)
.

вторник, 9 апреля 2024 г.

"Покорны нам степи и горы…"

"… Отчизна, ты крепнешь в труде.
Такой синевы и простора
На свете не встретишь нигде".
  

65 лет назад в СССР проявлял чудеса агитации рядовой Гинзбург:
"Агитировать доходчиво и убедительно
Задолго до XXI съезда КПСС мне как агитатору приходилось проводить разъяснительную работу среди воинов по тезисам доклада Н. С. Хрущева "Контрольные цифры развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 годы". Приобретенный практический опыт выступлений перед личным составом помог мне сразу включиться в пропаганду материалов съезда.
Прежде всего нужно было внимательно изучить документы съезда самому. Внимательно прочитал я доклад Н. С. Хрущева, резолюцию,отдельные выступления делегатов и другие материалы съезда. В моем блокноте появились записи основных цифр по развитию тяжелой индустрии, сельского хозяйства в текущем семилетии, а также яркие сравнения, интересные факты для бесед с воинами.
Конечно, не все сразу стало ясно, встречались и затруднения. Но непонятные вопросы я старался выяснить немедленно, обращаясь за помощью к офицеру Смирнову, а также к секретарю комсомольской организации. Много полезного получил я на семинаре, который был посвящен задачам агитаторов по разъяснению материалов XXI съезда КПСС.
Опыт подсказывает, что разъяснительную работу нужно вести в любой обстановке. Обычно беседуешь с небольшой группой воинов, а иногда даже и с отдельным товарищем. Беседы проходят, как правило, у карты Родины. Здесь мы обмениваемся своими мыслями, планами, ведем живой разговор. Сошлюсь на одну из таких бесед.
Речь шла об электрификации народного хозяйства в текущем семилетии. Спросил я одного товарища, как он понимает известный тезис В. И. Ленина: "Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны". Солдат смутился и откровенно заявил, что подробно ответить на этот вопрос затрудняется. В свою очередь присутствующие на беседе сослуживцы обратились за разъяснениями ко мне.
И я рассказал воинам, как мечтал Владимир Ильич о сплошной электрификации страны, как это будет воплощаться в жизнь в семилетке.
В этой беседе активное участие приняли воины. Рядовой Коленчук, например, сказал:
— Приятно сознавать, что скоро над всей нашей страной разольется море электрических огней. Электроэнергия облегчит труд советских людей, сделает их жизнь еще более радостной, культурной и счастливой. Хочется сказать солдатское спасибо родной Коммунистической партии за ее заботу о трудящихся. Особый интерес проявляют воины к трудовым успехам советских людей, борющихся за выполнение заданий семилетнего плана. В своих беседах я стараюсь удовлетворить их запросы, рассказываю о вступающих в строй предприятиях, привожу примеры самоотверженного труда во имя великой цели – построения коммунизма. Таких фактов в печати сообщается много. Но убедительнее всего о трудовых успехах советских людей говорят сами воины. Приведу пример.
Обратился недавно ко мне рядовой Терщуков с просьбой рассказать о том, как труженики сельского хозяйства страны готовятся к весенне-полевым работам. Прочитал я им заметку из газеты и вижу, что этого явно недостаточно. И тут вспомнил, что рядовой Рудыкин может поделиться личным опытом, наблюдениями, сообщениями из дома. Ведь он в трудных условиях начинал работать в одном из новых совхозов Семипалатинской области, заслужил медаль "За освоение целинных земель". И надо было видеть, с каким огромным вниманием слушали сослуживцы его обстоятельный рассказ о делах целинников!
В беседу включился и младший сержант Мунтаниол, возвратившийся на днях из отпуска, который он провел в Кокчетавской области. Он также поведал товарищам о том, как его земляки борются за высокий урожай первого года семилетки.
Беседа, начавшаяся с небольшой заметки в газете, вылилась во взволнованный разговор воинов о героизме советских людей на трудовом фронте семилетки.
В разъяснительной работе я не ограничиваюсь только читкой материалов из газет и проведением бесед. По заданию секретаря бюро ВЛКСМ мне приходится помогать в организации тематических вечеров, посвященных решениям XXI съезда КПСС. У нас, например, состоялись молодежные вечера на следующие темы: "Моя республика в семилетии", "У карты новостроек Родины" и другие.
Сейчас я вижу свою задачу в том, чтобы и впредь доходчиво и убедительно рассказывать личному составу взвода о величественной программе строительства коммунизма в нашей стране, оказывать помощь командиру в воспитании мужественных и умелых защитников социалистической Родины.
Рядовой М. Гинзбург,
агитатор взвода".
("На боевом посту", Московский округ противовоздушной обороны, 1959, № 82 (8 апреля), с. 2).

понедельник, 8 апреля 2024 г.

"Цвети и здравствуй, Родина могучая…"

"… Отчизна счастья — правды торжество,
И никакою грозовою тучею
Враг не закроет солнца твоего".
 

 
65 лет назад в СССР росло и мужало то поколение, которому жить и творить в коммунизме:
"На морально-этические темы
Открытое письмо рядовому Макарову
Прости, ровесник, что я не знаю ни имени твоего, ни отчества, поэтому говорю тебе просто: здравствуй!
Мы с тобой не знакомы, но, возможно, мы когда-нибудь встретимся на необъятных просторах Родины. Однако я пишу тебе начистоту, нисколько не боясь ни твоих угроз, ни коварной мести. Читал я о тебе скупые строки письма ефрейтора Д. Числина, напечатанного в газете "На боевом посту" 26 марта. Читал и диву давался. Как ты смог дойти до такой жизни, до такой низости, так опуститься?
Воин! Я называю тебя этим гордым, благородным именем. Взгляни по-радищевски "окрест себя". Повсюду заметны ростки коммунизма. Так вольно дышится – наступает первая вестна семилетки. Растут новые люди, в сердцах которых уверенно обосновался дух оптимизма.  Они ведут разговоры о коммунизме, они его созидают, они уверены, что коммунизм победит! Великими идеями Ленина – точно солнечным светом – пронизаны наши мысли. Растет и мужает то поколение, которому жить и творить в коммунизме.
Неужели все это тебя не волнует? Да вдумывался ли ты хоть раз в контрольные цифры семилетки, утвержденные XXI съездом партии, в решения съезда? Задавал ли ты себе вопрос: зачем я живу на земле? А задумывался ли ты когда-нибудь после отбоя, лежа в постели и вспоминая прожитый и навсегда ушедший день: что я сегодня сделал? Полноценно ли я его прожил?
По-моему, ты над всем этим не думал. У тебя мысль работает в другом направлении: какую бы пошлятину придумать, чтобы завтра "блеснуть" перед сослуживцами. Интересно, как они терпят такое твое поведение? Неужели считают тебя оригиналом, непревзойденным мастером? Думаю, нет.
Ты комсомолец! В нагрудном кармане носишь комсомольский билет. Имеешь ли ты на это моральное право? Нет. Ты комсомолец на бумаге, но не в жизни, в быту. ВЛКСМ. Вдумайся в эти слова... Ленинский, Коммунистический... Хотя бы мысленно представь себе титаническую работу, проведенную партией, Ильичем, по созданию комсомола. Не о таких людях, как ты, мечтал Ленин, создавая комсомол. Что же коммунистического в твоем поведении на сегодняшний день? Ничего. Прочувствуй это глубже, встряхни головой, разбуди то хорошее, что, конечно, есть в тебе, возьми себя в руки. Ты носишь форму воина, и поэтому на тебя с уважением смотрят все советские люди, доверившие тебе защиту своей Родины. Так будь же достоин этого доверия! Оправдай его. Не бойся критики, воспринимай ее. Вспомни китайскую поговорку: "Пыль на собственной спине невозможно самому видеть".
Еще раз задумайся о жизни, о счастье. Пойми, что товарищ, выступивший против тебя на комсомольском собрании, не хочет тебе зла. Он желает одного – видеть тебя передовым человеком, достойным гражданином нового светлого общества, имя которому – коммунизм.
Младший сержант
А. Король".
 ("На боевом посту", Московский округ противовоздушной обороны, 1959, № 81 (7 апреля), с. 3).

воскресенье, 7 апреля 2024 г.

"Вы окрыляли стойкостью орлят..."

"... И трудовая молодость мужала
На стройках городов и автострад,
У волжских вод и блюмингов Урала".


65 лет назад в СССР стали крепко спать ночью рабочая Алиева и гражданка Савилова:
"Из зала суда
Жидков являлся рабочим Матвеевского лесопункта. В феврале с. г. он систематически пьянствовал и учинял хулиганские действия.
12 февраля Жидков в нетрезвом состоянии пришел в комнату рабочей Алиевой, где выражался нецензурными словами, толкал Алиеву. 14 февраля Жидков в нетрезвом состоянии стучался в комнаты Алиевой и Савиловой, разбил стекло в окне квартиры последней, выражался нецензурными словами. Пьяница-хулиган нарушал общественный порядок до двух часов ночи.
15 февраля Жидков продолжал пьянствовать, а находясь в нетрезвом состоянии, беспричинно набросился на гражданку Савилову, схватил ее и пытался насильно затащить в ее комнату, где порвал фотокарточки, газеты, разбросал их по полу, разбил флакон с одеколоном. После этого стучался в двери комнаты Алиевой, а затем подошел к окну и выбил стекла.
25 марта приговором нарсуда 1 участка Тотемского района Жидков осужден к пяти годам лишения свободы.
Н. Маров".
("Ленинское знамя", Тотьма, 1959, № 42 (8 апреля), с. 4).

суббота, 6 апреля 2024 г.

"Мой товарищ, нам вместе с тобою…"

"… Жить, работать, учиться, мечтать,
Голубые рассветы встречать.
Слышать голос морского прибоя;
Быть настойчивым, умным и смелым
И всегда и везде без предела
Сердцем, взглядом, своею судьбою
Быть похожим на Родину-мать".
 

75 лет назад в СССР новое снижение государственных розничных цен неплохо помогло улучшению материального положения продавца Толстикова:
"Письма читателей
Продавец обсчитывает покупателей
Продавец Кочеварского отделения Середского сельпо Толстиков еще до нового снижения государственных розничных цен продавал продукты по завышенным ценам. Он и сейчас продолжает обманывать покупателей, продавая ржаную муку не по 4 рубля 40 копеек, а по 5 рублей 50 копеек килограмм. От каждого проданного килограмма пшеничной муки Толстиков ложит себе в карман по 2 рубля 20 копеек.
Когда ему делают замечания на неправильные действия он нагло заявляет:
— Нелюбо не берите.
Да, покупателям нелюб такой, с позволения сказать, "продавец" и они требуют заменить его честным работником.
П. Стулов".
("Рабочий леса", Тотьма, 1949, № 16 (7 апреля), с. 2).

пятница, 5 апреля 2024 г.

"В Пекине очень мрачная погода..."

"... У нас в Тамбове на заводе перекур, —
Мы пишем вам с тамбовского завода,
Любители опасных авантюр!"


60 лет назад не осталось охотников послушать передачу из Пекина на русском языке в колхозе "Красный Октябрь" Уярского производственного управления:
"Прав наш ЦК!
Меня возмущает поведение китайских руководителей. Как они смеют клеветать на наш народ, нашу Коммунистическую партию! Тот самый народ, ту самую партию, которые делились с ними последним. Мы посылали первые, только что выпущенные машины. Советские специалисты помогали строить заводы и фабрики. Китайские юноши и девушки учились в наших университетах и академиях, у наших специалистов, рабочих и колхозников. Как же можно после этого обливать нас грязью! Так могут поступать люди, потерявшие всякий стыд и совесть.
Я не верю, что китайские рабочие и крестьяне, коммунисты, все честные люди могут заплатить за все хорошее черной неблагодарностью, думают так же, как руководители. Все эти небылицы выдумала кучка руководителей, которые считают себя умнее всех.
И уж совсем глупо надеяться обмануть нас, наших людей. Было, правда, время, когда и в нашем селе находились охотники послушать: "Что там передают из Пекина? ". Послушали раз, другой и перестали, совсем перестали. "Болтовня!"— говорят. Вот и я хочу сказать товарищам из пекинского радио и китайских газет: "Напрасны ваши хлопоты. Вам никто у нас не верит. Не старайтесь!".
Да и как можно верить? Вот умники из пекинского радио говорят: "Пусть война, пусть, мол, погибнет половина людей на земле, зато погибнет и капитализм". Нам такая победа не нужна. Мы хорошо знаем, что такое война. Село наше небольшое, но и в нем есть не один десяток вдов и сирот. У меня самой погиб муж, и мне пришлось без него воспитывать троих детей. Думаете, это когда-нибудь забудется? А вы: "пусть война".
Нам хочется жить, и жить долго и хорошо. У каждого из нас столько планов на будущее, каждому из нас хочется так много сделать для своего народа, для победы коммунизма. Программу нашей партии наш народ назвал программой коммунистического строительства. И мы гордимся, что такая программа родилась в нашей стране, что ее разработала наша партия. Мы любим свою страну, мы верим нашей партии, ее Центральному Комитету, мы любим, да, любим Никиту Сергеевича Хрущева и верим ему. Он выступает за мир и дружбу между народами, он много трудится во имя того, чтобы наша жизнь была лучше, богаче. И никому не поколебать нашей веры!
Дорогу открыли нам Маркс и Ленин. Это — единственно правильная дорога.
Февральский Пленум, речь Н. С. Хрущева воодушевили нас, прибавили сил. Сейчас мы готовимся к севу. Этот год будет годом большого урожая: на весь яровой клин поднята зябь, подготовлены машины, добротные семена. Хорошо поработали и животноводы — план первого квартала по продаже молока и мяса перевыполнен. В прошлом году доход колхоза увеличился на 37 процентов. Много денег выделили в неделимый фонд. Больше выдали на трудодни. Нынче поработаем еще лучше. Настроение у наших колхозников, да и не только наших, отличное.
Дорогая редакция! Может быть, я пишу слишком резко. Но, поверьте, не могу говорить спокойно. Уж больно китайские руководители распоясались. Так пусть же знают, что мы думаем об их позорных делах.
В. Ильина,
бригадир колхоза "Красный Октябрь" Уярского производственного управления.
Красноярск".
("Известия", 1964, № 83 (6 апреля, московский вечерний выпуск), с. 3)
.

четверг, 4 апреля 2024 г.

"Скоро год ты служишь, Дынин..."

"... А солдат плохой пока.
Поощрений нет в помине
У тебя наверняка".


65 лет назад в СССР освободился от религиозных пут ефрейтор Самуил Голубев:
"Из потемок на светлую дорогу
Ефрейтор Голубев порвал связь с баптизмом
В первые месяцы службы в армии рядовой Голубев получил необычное письмо. Толстое, похожее скорее на бандероль, оно сразу приковало внимание сослуживцев.
Дружище, покажи, что тебе прислали, уж не "Войну и мир" ли Толстого?допытывались товарищи.
— А вам разве не все равно,  уклонился от прямого ответа Голубев, пряча пухлый конверт.
Но вскоре вездесущие друзья разгадали тайну необычного письма и были буквально огорошены. Они увидели под подушкой солдата потрепанную религиозную книжицу – свод баптистских законов и наставлений. Это сердобольная мамаша, проявляя "беспокойство" о сыне, попавшем "в стан неверующих", посылала ему "духовную пищу", отравленную ядом баптизма. А рядовой Голубев не решался выйти из повиновения матери-баптистки.
Однажды после ужина зенитчики организованно, строем пришли в клуб на просмотр кинофильма. Увидел Голубев, как замелькали кадры кинокартины, и беспокойно заерзал на стуле. Вспомнилось матушкино внушение: кино это дьявольское наваждение, это черти бесятся на экране.
— Нет, не буду смотреть, — закричал Голубев и закрыл лицо руками. А потом сорвался с места, хлопнул дверью и выбежал из клуба...
Ночью он долго не мог уснуть. Как жить дальше? Было так тяжело, что, казалось, сердце вот-вот не выдержит нагрузки и разорвется на части. "Не ходи в кино, не веселись, не бери в руки оружие..." — вспоминал Голубев матушкины нравоучения, которые, как из рога изобилия, сыпались по почте и безжалостно терзали душу молодого солдата.
Утром к Голубеву пришел замполит и долго с ним беседовал. Солдат рассказал, что родом он из города Молодечно, Белорусской ССР, что его мать и замужние сестры — сектантки. Они регулярно посещают молитвенные собрания, поют там религиозные песни. Эти собрания до призыва в Советскую Армию посещал и он, Самуил Голубев.
— Цель наша, — сказал Голубев, — стремление к неземной вечной жизни.
Долго говорил заместитель командира по политической части о несостоятельности и вредности этой теории, вытекающей из природы эксплуататорского общества. Но слова офицера мало подействовали на Голубева. Слишком цепка была туманившая мысль и волю сила религиозных предрассудков, которые внушались ему с самого детства.
Правда, оружие — чистенький вороненый автомат — Самуил Голубев взял в руки. И не только взял, но даже стрелял в тире и имел неплохие попадания в мишень.
Но однажды ночью, когда солдат стоял на посту, объект проверял дежурный по части. После окрика часового: "Стой, кто идет?" ответа не последовало. Язык баптиста не повернулся крикнуть: "Стой, стрелять буду". Так рядовой Голубев, оставаясь в плену религиозных предрассудков, грубо нарушил Устав гарнизонной и караульной служб.
Этот случай заставил особенно серьезно отнестись к заблуждениям солдата. Политработник решил продолжить с ним разговор.
Голубев стал доказывать, что враг — это прежде всего человек, а стрелять в люднй — непростительный грех.
— А если враг, — спросил его политработник, — пользуясь вашей "добротой", снимет вас с поста и загубит сотни жизней?
Чуравшийся книг и газет Голубев не знал, разумеется, о напряженной международной обстановке, заставляющей воинов особенно бдительно следить за происками империалистов. Не знал он также и об истоках баптизма, родившегося в Соединенных Штатах Америки, и о самих баптистах-изуверах, которые, прикрываясь ширмой редигии, жестоко эксплуатируют трудящихся, глумятся над ними. Чего стоит, например, тот факт, что атомные бомбы на японские города Хиросимо и Нагасаки были сброшены по чудовищному приказу баптиста Гарри Трумэна.
— Враги пользуются любым случаем, чтобы всячески навредить нам, — говорил офицер. — Вот и выходит, что религия, в которую вы так слепо верите, играет на руку врагам и приносит вред советскому народу.
Солдат молчал. Может быть, впервые в жизни рядолвой Голубев начал сомневаться в своих редигиозных убеждениях.
Но следующее же письмо из Молодечно снова отбросило солдата на мель прошлого. А тут еще произошел досадный случай, показывающий, как не нужно вести антирелигиозную пропаганду.
Узнав, что Голубев отказывается от посещения кино, несколько старослужащих солдат привели его в клуб против воли.
— Голубев здесь? — пытаясь перевести дело в шутку, спросил сидящих в клубе воинов один из офицеров. — Ну, тогда начинай кино!
Солдаты засмеялись, а у Голубева от обиды выступили слезы.
Однако в воинском коллективе, который окружает рядового Голубева, большинство солдат и офицеров  — чуткие, отзывчивые люди. И их благотворное влияние постепенно делало свое дело.
Легко, непринужденно чувствовал себя Голубев, когда коммунист майор Алексашин, рассказывая о вреде религии, приводил убедительные факты из жизни. Подолгу беседовал с Голубевым и секретарь комсомольской организации.
Сослуживцы часто приглашали Самуила на открытые комсомольские собрания, на коллективные чтения книг. Особенно любил беседовать с Самуилом его однофамилец Геннадий Голубев.
— Ты, Самуил, извини меня, но твоя баптистская вера здорово тебе вредит. Ведь она заставляет тебя жить в темноте и невежестве, она, можно сказать, лишает тебя возможности стать культурным человеком. Вот ты сам посуди...
И начинался диспут. В разговор вступали другие воины. Однажды Геннадий, придя из увольнения, принес брошюру Е. Дулумана "Почему я порвал с верой в Христа".
— Это тебе, возьми, — сказал он, протягивая ее Самуилу. – Специально заходил в книжный магазин... Ох, и сильная книжка.
Шли месяцы. Все чаще Самуил задумывался, подвергая критике свои убеждения.
Если раньше ему казалось, что только религия способна воспитать в человеке такие качества, как честность и правдивость, то теперь он сомневался в этом, видя в своем окружении поистине замечательных ребят, которые ни на иоту не верят в религию и тем не менее являются честными и хорошими людьми. Самуил вспомнил, как однажды, продолжая спор, он спросил своего однофамильца: "ну, а что тебе дает твой комсомол?" И вот теперь он, кажется, глубже осознал слова товарища, теперь понимает, в чем принципиальная разница между той честностью, за которую ратует религия, и той,которую воспитывают партия, комсомол. Первая зиждется на страхе, вторая – на глубоком сознании. Солдату сразу будто легче дышать стало, словно тяжелый груз свалился с его плеч.
А время шло. Изо дня в день "прозревал" Самуил Голубев. Старание солдата по службе было замечено: погоны воина пересекла ефрейторская нашивка.
Как-то после занятий Голубев подошел к заместителю командира по политчасти и заявил о своем желании выписать газету "Комсомольская правда". С тех пор Самуил стал активным читателем этой газеты. Его интересовали героические трудовые подвиги молодежи, он не пропускал ни одной статьи на антирелигиозную тему.
Письмо бывшего баптиста Алексея Чернова, опубликованное в "Комсомольской правде", буквально потрясло Самуила. Какое удивительное сходство судеб! Ведь и он, Голубев, подобно Чернову, отрекся от всяких мирских благ, слепо веря в рай потустороннего мира. Как и Чернов, Самуил до армии не прочитал ни одной книжки, не увидел ни одного кинофильма. Да, другими глазами начинал он смотреть на прежний мир...
Они познакомились случайно, на вечере в клубе. Ее звали Людой. Она удивительно просто рассказывала Голубеву о прочитанных книгах, о любимых героях. В первые же вечера она научила его танцевать. Самуилу было приятно дружить с этой милой жизнерадостной девушкой. От нее веяло дыханием новой, дотоле неизвестной ему жизни, светлой, счастливой.
Соглдат грустил, когда не удавалось получить удовольствие, и со временем теплое хорошее чувство наполнило его сердце. С горечью вспоминал он, как внушали ему,что любовь – чувство греховное. Нет, неправда! Настоящая любовь облагораживает душу, делает человека чище, красивее!
... И вот снова письмо из Молодечно.
— Словно почувствовали, что я отхожу от позиций баптистов, вот и "поддерживают" меня "духовно". Только зря все это. Другим я стал человеком. Зрячим стал, — говорит Голубев товарищам.
... В клубе части идет концерт художественной самодеятельности.
— Песня Родыгина "У границы", — объявляет ведущий. — Поет ефрейтор Самуил Голубев.
В зале звучат аплодисменты...
                                                               *  *   *
Вот и вся история о солдате, который во время службы в армии освободился от религиозных пут. И все же, как нам кажется, пребывание в потемках человека с погонами на плечах, человека, находящегося в окружении здорового воинского коллектива, чрезмерно затянулось. Произошло это оттого, что в части не всегда серьезно относились к антирелигиозной пропаганде, не говоря уже о том, что подчас дело доходило до ненужного и вредного зубоскальства.
... Мы беседуем с Голубевым. Узнав, что о нем ходят написать в газеты, ефрейтор смутился: "Ну зачем же? Я даже не комсомолец", но, оправившись от смущения, твердо произнес: "Так и напишите: начинаю жить по-новому, выхожу из потемок на светлую дорогу", — и в глазах ефрейтора блеснул радостный огонек. Потом он встал из-за стола, одернул гимнастерку и тихо, но уверенно сказал:
— А комсомольцем я все-таки буду.
Н. Сальников".
 ("На боевом посту", Московский округ противовоздушной обороны, 1959, № 77 (2 апреля), с. 3).