Обучение трейдингу
Сотрудничество
Внутри Инфо-ДВД

Последние новости


«Могут ли инвестиции в искусство принести до 300% годовых?»

Давно подмечено, что вложения в предметы искусства становятся особенно популярными у инвесторов именно в периоды спада на финансовых рынках, когда другие инструменты перестают приносить высокую доходность. "Деньги" выяснили, сколько сейчас приносят арт-инвестиции и каковы риски начинающего инвестора.

В Украине арт-инвесторов мало. Причем мало даже среди богатых людей. "Я давно покупаю живопись, как классиков, так и современных европейских художников. Потратил на это более $5 млн., но зарабатывать на искусстве не собираюсь. Да в нашей стране это и невозможно", -- признался "Деньгам" пожелавший остаться неназванным председатель правления одного из отечественных банков.

С ним не соглашаются "галеристы" и арт-инвесторы со стажем. Они утверждают, что минимальный прирост цен на предметы искусства, будь то антиквариат (согласно украинскому законодательству, к таковому относят вещи, старше 50 лет) или работы современных авторов, составляет 20% за год. А если предмет искусства был выбран удачно, речь идет о ежегодном росте цен на пару сотен процентов.

"Инвестиции в предметы искусства могут приносить от 20% до 300% в год. Это зависит от многих факторов. Цена может резко вырасти, если художник, к примеру, умер (как известно, работы умерших мастеров ценятся выше, чем еще работающих. -- Ред.). Взвинтить стоимость может и выставочная деятельность инвестора, и интерес к автору представителей СМИ. Часто случается, что цена на того или иного мастера растет после покупки его работ именитым музеем мира", -- рассказывает арт-директор и владелец киевской галереи "Боттега" Марина Щербенко.

Именно так, кстати, случилось с работами известных российских художников Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. С 2002 года стоимость их полотен выросла ровно вдвое после того, как парижский Центр Помпиду приобрел одну из их совместных картин.

Однако не все так просто, иначе от картин художников ломился бы почти каждый дом. ? Чтобы вложенные деньги принесли столь внушительный доход, нужно, во-первых, не ошибиться в выборе объекта инвестиций. А во-вторых, покупать только то, что на 100% потом удастся продать галереям, коллекционерам или выставить на аукционе.

Подождем чуда

А еще арт-инвестор должен быть готов к ожиданию. Как правило, отдача от инвестиций в предметы искусства становится заметной только через 3--5 лет. Здесь важно и чутье самого коллекционера -- правильно выбранное время продажи так же важно, как и для игрока фондового рынка.

"В теперешней ситуации доходность от инвестиций в искусство лучше ожидать не во временном отрезке года, а как минимум в течение трех-пяти лет. На этом рынке нулевая прибыльность в первый год и 100% во второй год инвестирования -- вполне нормальное явление. Кроме того, сложно получать стабильно высокую доходность вложений на одном и том же произведении искусства", -- объясняет владелец интернет-галереи "Киевская галерея" Роман Палий.

Возможно, именно поэтому многие эксперты рекомендуют новичкам-инвесторам диверсифицировать риски, вложив деньги сразу в несколько понравившихся предметов искусства. Если что-то из них упадет в цене -- рост цен на другие может перекрыть убытки.

Однако цены на работы современных художников иногда "кусаются". Стоимость картин во многих галереях начинается от $1000--1800, а ведь желательно, чтобы работ было минимум пять, причем разных художников! То есть, для того чтобы сформировать правильный "портфель", понадобится не менее $5--10 тыс.

Если же учесть, что арт-вложения считаются достаточно рискованными и в них не советуют вкладывать более 5--6% своих сбережений, получается, что инвестор должен обладать капиталом в $50--100 тыс. Львиную долю этих денег стоит держать в финансовых инструментах (на депозитах, в акциях, накопительной страховке и так далее), в недвижимости и только очень небольшую -- в объектах искусства.

Но, даже найдя капитал для вложений, купив работу и переждав 3--5 лет, не факт, что удастся выгодно ее продать. "Если речь идет о современном искусстве, то галереи готовы покупать картины, если те были ранее куплены у них. Либо если галерея сотрудничает с автором данной работы. А вообще, на самом деле многое зависит от договоренностей и полезных знакомств инвестора. Для продажи своего детища на аукционе, кроме подачи стандартной заявки, не мешало бы найти протеже", -- рассказывает о галерейной "кухне" г-жа Щербенко.

Чтобы облегчить поиск нового покупателя, важно заранее позаботиться о документах, подтверждающих право собственности на произведение искусства. При покупке картины или скульптуры желательно заключить нотариально заверенный договор купли-продажи, в котором будут указаны все характеристики работы и, конечно же, ее цена. Без этих документов вряд ли удастся выгодно продать шедевр мастера (или даже вообще продать, не считая, конечно, продаж родственникам-знакомым). Покупая "искусство" в галерее, важно также получить галерейный сертификат, в котором должно быть указано, что галерея подтверждает подлинность арт-объекта.

Чем хороши покупки не "с улицы", а в галереях и на аукционах (либо у самого творца), так это тем, что туда всегда можно вернуться по знакомому адресу в случае выявления подделки. А куда вернешься, если купишь работу на стихийном рынке или через дальнего знакомого? Ведь даже самый известный аукцион не дает абсолютной гарантии, что купленный артефакт является подлинным. Хорошо известна история, когда весной 2004 года аукциону Sotheby’s пришлось снять с торгов псевдокартину Ивана Шишкина "Пейзаж с ручьем", оцененную в миллион долларов. Полотно, отнесенное экспертами аукциона к ранним работам мастера периода его стажировки у художников Дюссельдорфской школы, оказалось подретушированной работой голландского живописца той же школы. За год до этого картина была продана на шведском аукционе Bukowskis всего за $65 тыс.

Выгодно также покупать работы непосредственно у автора (естественно, с заключением договора купли-продажи) -- в этом случае их подлинность вряд ли вызовет сомнения в случае их перепродажи даже галереям.

Что выбрать?

В общем, если знаний об искусстве совсем нет, то инвестирование без помощи грамотного консультанта вряд ли принесет высокие доходы. Разве что очень повезет. ? Кстати, риски существуют как при вложении средств в антиквариат, в котором изначально нужно хорошо разбираться, так и при покупке модных работ современных мастеров.

Существующее правило -- нет плохих художников, есть плохо "раскрученные" -- в полной мере относится к обоим сегментам рынка. Элемент удачи здесь очень важен. Хорошо известна история украинских икон, как класса артефактов, на которые никто не обращал внимания до 1991 года и более 15 лет с момента обретения Украиной независимости. А после заинтересованности в них Виктора Ющенко и его брата Петра цены на некоторые образцы украинской иконописи со $100 подскочили до десятков тысяч.

Конечно, антиквариат не зря считается менее рисковым направлением вложения средств. Ведь жизнь и творчество старых мастеров вошло в историю, о них написаны научно-популярные книги, собраны каталоги созданных ими работ. Но мошенники, желая заработать на популярности мастеров, и здесь не дремлют: количество подделок на антикварном рынке составляет около 70%. :(

"Я знаю о том, что существует платный сайт art-price, где указаны цены работ, проданных с молотка на всех аукционах. Здесь нет данных о предметах, проданных через галереи, магазины или частных дилеров, а также о полотнах, находящихся в музеях. Так вот, согласно этим официальным данным, количество проданных по всему миру картин Ивана Айвазовского в 4--5 раз превышает допустимое количество картин, которые он мог нарисовать при жизни", -- рассказывает госпожа Лысенко.

Именно по этой причине новичку не стоит кидаться в популярные направления искусства (самым подделываемым направлением считается русский авангард первой трети XX века). Для начала можно начать с таких быстрорастущих сегментов как старая сюжетная фотография, лаковые миниатюры, сделанные до 1945 года, часы с плавающим корпусом, изготовленные для кораблей, изделия из драгоценных металлов. "Инвестору лучше сразу решить, он хочет работать с гравюрами, стеклом, предметами искусства определенного региона либо коллекционировать натюрморты, работы маринистов или мастеров кубизма/неокубизма и других", -- советует учредитель галереи "Боско" Наталия Лысенко. "Галеристы" советуют также присмотреться к "не раскрученным" направлениям украинского искусства (к школе украинской гравюры, например).

А вот в работе с современными предметами искусства есть свои тонкости. Здесь больше, чем при операциях с антиквариатом, играет роль "раскрутка" мастера, и особенно -- мода на его работы со стороны видных политиков, артистов, олигархов. Повторимся: инвестиции в искусство -- не просто знания, а еще и удача. К тому же давно подмечено -- искусство отвечает взаимностью только настоящим ценителям прекрасного. :(

Расходная часть

Если покупать картину в галерее, то налог (НДС) платит сама галерея, а инвестор не платит ничего, кроме стоимости работы. Если объект приобретается "с рук", продавец (а не покупатель) должен будет уплатить 15% полученного дохода. Если работа выставляется на продажу в галерею или на аукцион, в случае нахождения покупателя нужно будет заплатить еще и сбор -- от 10% стоимости проданной работы.

Искусство в массы (словарь)

Галерея -- предприятие, которое организует выставки-продажи произведений искусства.

Аукцион -- публичные торги, на которых покупателем становится тот, кто предложит наивысшую цену.

Sotheby’s -- один из самый крупных в мире аукционов произведений искусства. Он делит с аукционным домом Christie’s почти 90% мирового рынка антиквариата. Проводит торги и через Интернет (сайт -- www.sothebys.com).

Christie’s -- крупнейший по объему торгов аукцион в мире. Имеет постоянный русский отдел и проводит так называемые русские торги (аукционы по продаже русских предметов искусства).

Bukowskis -- известный шведский аукционный дом, который является лидирующим в Скандинавии.

Сертификат галереи (сертификат подлинности) -- документ, который выдается галереями покупателям. Он подтверждает подлинность произведения искусства. Выдается на бланке галереи и на каждое произведение отдельно.

Опасное дело
Риски инвестиций в искусство:

• Объект инвестировия может не вырасти в цене

• Он может оказаться подделкой

• Его невозможно будет продать

• Предмет искусства могут просто украсть или изъять на таможне при перевозке

• Сам "шедевр" может быть краденным и находиться в розыске, о чем новый владелец может и не знать

Даешь доходность 1000%!    
Динамика роста цен на работы украинских мастеров за последние пять лет 

 

2003

2008

На сколько выросла цена за пять лет

Иконы "Венчальная пара", оклад -- серебро

$800–1000

$6000–10 000

На 650–900%

Живопись, Николай Глущенко, размер -- 20х80, холст/масло

$18 000

$80 000–90 000

На 344–400%

Живопись, Николай Глущенко, размер -- 50х70, картон/масло

$7000–8000

$70 000

На 775–900%

Живопись, Сергей Шишко

$5000–$10 000

$60 000–90 000

На 800–1100%














Источник: данные галереии "Боско"

От них многого ждут
Современные украинские художники, картины которых в 2009 году могут вырасти в цене более чем на 50%

 

Стоимость работ в 2008 году

Александр Животков

$5000–30 000

Олег Животков

$4000–18 0000

Лев Маркосян

$1000–10 0000

Тиберий Сильваши

$5000–25 000

Игорь Ященко

$1800–20 000

Источник: прогноз галереи "Боттега".

Итого: Инвестиции в искусство могут принести от 20% до 300% годовых. Но если ошибиться в выборе объекта инвестирования, можно вообще ничего не заработать.

Где еще почитать

о галереях и аукционах:

1. www.kievgallery.com.ua

2. www.art-price.com  

3. www.gelos.ru  

4. www.conros.ru  

Опубликовано:  13 декабря 2009
Просмотров:      5476
Автор:                 Инга Василевская




Проект Инфоклуб


Все права защищены © 2008—2024