Введение
Издательство Инфо-ДВД
Внутри Инфо-ДВД
Карьера в Инфо-ДВД



«Исскуственные способы завышения доходности»

В прошлом выпуске рыссылки мы говорили о том, как недобросовестные управляющие компании могут повысить доходность своих фондов. В этом выпуске мы рассмотри еще несколько таких способов.

Переоценка ценностей

У интервальных и закрытых ПИФов есть и другие возможности «накрутить» доходность. Особенность этих типов фондов заключается в том, что им законодательно разрешено иметь в своем портфеле акции открытых и закрытых акционерных обществ, которые не обращаются на бирже. Определять стоимость таких акций должен независимый оценщик, который, как предполагается, проводит глубокий анализ и дает беспристрастное заключение о цене акций этой компании. В реальности это заключение вполне может оказаться достаточно субъективным. Оценщик может оценить некое предприятие «Игрек», акции которого входят в портфель ПИФа, по завышенной стоимости. Управляющая компания, базируясь на его заключении, производит переоценку стоимости чистых активов своего фонда, и пайщики увидят солидный прирост доходности. Естественно, за этой доходностью ничего не стоит, так как реализовать акции «Игрека» по стоимости, выданной оценщиком, будет нельзя. Но управляющая компания вновь получает возможность прорекламировать рост стоимости своих паев.

И снова не придерешься: ФСФР сама разрешила проводить подобную процедуру, а независимый оценщик всегда найдет с десяток-другой причин, почему он расценил предприятие именно по такой стоимости.

Более того, этот способ может служить не только для манипуляции с доходностью фонда, но и для вывода денег из фонда и легализации активов. Некий актив вводится в фонд по одной цене, через некоторое время переоценивается по совсем другой. Разница между ценой ввода и заключением оценщика — вполне легальные активы.

Фонды облигаций и «акции-стероиды»

У фондов облигаций, желающих попасть на первые позиции в рэнкингах доходности, свои финты. Фонды облигаций задумывались как исключительно консервативный инвестиционный инструмент с низким уровнем риска. Основной объект инвестиций для них — государственные, муниципальные и корпоративные облигации. Нормальной доходностью на долговом рынке считается 11—12% годовых, что лишь с небольшим превышением перекрывает уровень инфляции. Зато облигации почти без ущерба переживают потрясения фондового рынка. Что касается фондов облигаций, то российское законодательство позволяет им держать до 40% своих активов в акциях (!), чем некоторые фонды успешно и пользуются. Так, за 2006 год целый ряд фондов облигаций показал доходность в 25 и более процентов годовых, то есть более чем в два раза превысив обычную доходность облигаций. Еще более интересный результат в конце прошлого года показали три облигационных ПИФа: по итогам четвертого квартала их доходность составила более 11%. Таким образом, они за квартал получили доходность большую, чем фонды этого типа в среднем за год!

Кто-то скажет: ну и замечательно, что плохого в том, что фонд смог получить столь высокую доходность? Так-то оно так, но инвестор, доверяющий свои деньги облигационному фонду, рассчитывает на консервативные инвестиции с минимальным риском, а вместо этого получает уровень риска, свойственный скорее фонду смешанных инвестиций. То есть от фонда облигаций осталось одно название. И здесь все законно, придраться не к чему. Фонд же по праву занимает почетные первые места в рэнкингах ПИФов облигаций, привлекая к себе внимание доверчивых инвесторов.

Лукавая реклама

Российское законодательство четко определяет, как управляющие компании могут рекламировать свои паевые инвестиционные фонды. В частности, в рекламном модуле обязательно должна присутствовать фраза: «Стоимость инвестиционных паев может увеличиваться и уменьшаться, результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в паевые инвестиционные фонды».

Тем не менее, отдельные управляющие компании готовы хитрить и в рекламе, рассчитывая на невнимательность читателей — потенциальных пайщиков. Допустим, управляющая компания каким-либо образом умудрилась получить приличную доходность за короткий промежуток времени — например, 15% за месяц. Что будет, если пересчитать эту доходность на годовую? Умножаем на двенадцать месяцев и получаем 180% годовых.
Красивое число, которое так и просится в рекламу! Впечатлительные пайщики, загипнотизированные трехзначной доходностью, должны валом повалить в фонд. Казалось бы, это прямой обман потребителей. Это все равно, как если бы кто-то взялся утверждать, что он пробегает марафонскую дистанцию меньше, чем за полтора часа, основываясь единственно на том, что ухитрился пробежать стометровку за 12 секунд… Но не тут-то было: на самом деле, управляющие компании не столь безрассудны, чтобы откровенно нарушать закон. Рядом с указанием на сумасшедшую доходность стоит малозаметная «звездочка», отсылающая читателя к сноске, которая помещена в углу и набрана самым мелким разрешенным шрифтом: «Годовая доходность рассчитана путем умножения доходности фонда за такой-то месяц, исходя из предположения, что…», и т. д. Как всегда — все чисты перед законом.

Конечно, это далеко не все хитрости, которые встречаются в отрасли коллективных инвестиций. Однако финты и трюки никогда не заменят действительно профессиональной и качественной работы управляющих, к чему, к счастью, стремится большинство компаний.
Дело в том, что манипуляции способны дать лишь кратковременный эффект, выигрыш на короткой дистанции. Но жизнь фонда — это не стометровка, а многолетний марафон, который на каком бы то ни было «допинге» пробежать невозможно. Большинство манипуляций основано на том, что пайщик будет смотреть именно на краткосрочные результаты работы ПИФа. Впрочем, пайщики в последнее время становятся все более грамотными и обращают внимание на всю историю деятельности фонда.

Я надеюсь, что изучив данный и прошлый выпуски рассылки Вы поняли, что доходность фонда - это тот показатель, на который стоит обращать внимание в последнюю очередь. А выбирать фонды для размещения своих денег необходимо выбирать на основании совокупности нескольких параметров, таких как надежность, время работы на рынке, умение управлять рисками и т.д.

Опубликовано:  21 декабря 2009
Просмотров:      2766
Автор:                Василий Аполонов

Оставьте комментарий:

Ваше имя: *
Сайт:
Электропочта:
Комментарий: *
* — обязательны для заполнения

Без комментариев!

К данному материалу не оставлено ни одного комментария. Если Вы это сделаете — будете первым.




Инфорассылка
Хотите узнать о том, как Вы можете зарабатывать в Интернете тысячи долларов ежемесячно?


Введите Ваши данные в форму и нажмите на кнопку «Да, хочу!»
Подробнее о рассылке


Обновления на сайте












Никита Королев и Анатолий Белоусов,
Группа проектов «Киберсант-Медиа»
Издательство Инфо-ДВД Все права защищены, © 2008—2019

Смотрите также: наши контакты,
ответы на вопросы, форум и другие проекты.

Позвоните нам: или оставьте заявку на обратный звонок.
Подпишитесь на миникурс:
Читайте RSS канал —