Обучение
Сотрудничество
Новости

Свежие посты


«Валютные потрясения»

Валютные кризисы - последствия потери доверия к валюте определенной страны. Они развиваются при попытке инвесторов избавиться как от самих активов, номинированных в этой валюте, так и от активов, доход по которым может неблагоприятно измениться из-за введения валютного контроля.
А по сему, из системы валютных курсов исходит значительный риск стабильности всей финансовой системы в целом, ибо недостатки первой, как правило, прямиком ведут к сильным финансовым кризисам глобального масштаба. При этом, как учит история, нет большого значения какой курс у рассматриваемой валюты - фиксированный или плавающий.
 
После нескольких валютных кризисов эпохи золотого стандарта пришлось отказаться от системы твердых соотношений валютных курсов, но это не избавило мир от валютных потрясений. Плавающие валютные курсы, в свою очередь, приводили к процессу бесконечной девальвации и, в конце концов, к сильной депрессии. Попытка развитых промышленных стран снова закрепить твердое соотношение в рамках Бреттонвудской системы в послевоенное время потерпела неудачу (впрочем, так же, как и Европейская валютная система, базировавшаяся на экю). В начале 1980-х в странах с переходной экономикой после падения системы фиксированных валютных курсов из-за кризиса задолженности доминирующее положение заняла система плавающих валютных курсов, но к 1990-м была «по новой» возрождена система фиксированных курсов. После сильного валютного кризиса в странах Латинской Америки, а также во многом неожиданного кризиса в Азии, необходимо было отказаться от попытки ограничения валютных колебаний…

Похоже, человечество обречено на кризисы валютных систем и никогда не выйдет из порочного круга. Чтобы не быть пессимистами и разобраться в ситуации обратимся к все той же истории. Рассмотрим характерный классический пример валютного кризиса - французский франк в 1920-е годы прошлого столетия - и проведем параллели в наше настоящее.

Французский франк, 1920-1926

После І Мировой Войны Франция, как и все европейские страны, была вынуждена сделать курс национальной валюты плавающим. Сразу же после отмены режима фиксированного курса (который поддерживался в военное время при помощи займов США), франк упал против золота почти в 2 раза; такое же падение испытала Великобритания. В отличие от Великобритании, однако, Франция имела постоянные бюджетные проблемы, так как ее внутренних доходов не хватало на обслуживание военного долга. В течение нескольких лет после войны французские лидеры настаивали на том, чтобы французские расходы оплачивались германскими репарациями; но после того, как Германия погрязла в гиперинфляции, эта идея стала явной утопией. Очевидной альтернативой для Франции была инфляция: так как долг номинальный, доходы французского правительства были в массе своей индексированы к росту цен. С самого начала было ясно, что Франция могла бы решить все свои проблемы, прибегнув к инфляции и девальвации франка на валютных рынках.

Понятно, что такая ситуация привела к спекулятивным колебаниям по совершенно рациональным причинам: любые новости, означающие, что французское правительство более склонно выбрать инфляцию в качестве ответа на свои проблемы, толкали франк вниз, и любые новости, отражающие вероятность намерений по сокращению расходов или увеличению налогов, двигали его вверх.

Однако современники наблюдали, что в определенный момент, эти колебания переставали быть следствием идентифицируемых внешних событий, а начинали собственную жизнь и напоминали самоисполняющиеся кризисы.

Колебания франка имели существенные макроэкономические последствия. Снижение франка приводило к существенной инфляции, а последующая стабилизация приводила к резкой, хотя и кратковременной рецессии.

Современные исследования отмечают, что финансовые проблемы французского правительства и стимулы прибегнуть к инфляции были оправданными. Таким образом, валютный курс, который совершал большие движения на новостях о финансовых перспективах правительства, был обоснованным.

Но, тем не менее, мир повернул свое внимание к фиксированному курсу, а далее, как уже упоминалось, - по кругу – фиксированный курс сменяет плавающий, и наоборот. Возможно, причины кризисов универсальны и не зависят от типа поведения курсов валют? Что же тогда? Человечество обречено быть в постоянном напряжении?

Почему же валютные проблемы перерастают в валютный кризис? Большинство дискуссий ведётся вокруг аспекта иррациональности, стадного инстинкта, который ведет к массовому паническому бегству.

Дестабилизирующие спекуляции

Традиционное объяснение волатильности на валютных рынках, которое своими корнями уходит в «психологическую» теорию валютной биржи, основывается на эффекте повального увлечения. Когда валюта растет, инвесторы через какое-то время приходят к выводу, что она будет продолжать расти; на этом основании они покупают и своими действиями ускоряют дальнейший рост. Когда по каким-либо причинам этот рост замедляется или прекращается, процесс идет в обратном направлении. Таким образом, валютный курс подвержен колебаниями, которые, в лучшем случае, просто преувеличивают реальные фундаментальные показатели, а в худшем – создают совершенно бессмысленную изменчивость.

Примером такого явления могут служить скачки доллара. Примечательно, что эксперты всегда находят рациональное объяснение тренду, в котором находится доллар, причем уже после того, как этот тренд становится видимым. 

Триггерные точки

Этот неологизм используется для определения ситуации, когда группа инвесторов либо явно, либо неявно намерена купить или продать валюту, когда цена достигнет определенного уровня (триггерной точки). Примерами могут служить ситуация, когда фьючерсные контракты автоматически ликвидируются после истощения маржи инвестора, либо ситуация, когда спекулянты используют стоп-лосс приказы для ограничения своих рисков. Схемы страхования портфелей на фондовых рынках из того же разряда.

Предположим, большое количество инвесторов, де-факто, намереваются продать валюту, когда цена упадет ниже определенного уровня. Тогда, если какое-либо событие толкнет валюту ниже этого уровня, оно даст старт волне продаж и мгновенно толкнет курс значительно ниже. По общему мнению, что-то вроде этого произошло с иеной в апреле 1989 года. Финансовые источники сообщили, что многие японские инвесторы защитили свои позиции в США путем покупки фьючерсных контрактов на иену. Когда доллар вырос до 140 иен, эти контракты были автоматически ликвидированы, что толкнуло доллар до 150.

Особо следует отметить 2 момента. Во-первых, совсем необязательно, чтобы все инвесторы имели в точности одну и ту же триггерную точку. Внезапный кризис может произойти, даже если они немного рассеяны, но их достаточно много, и они расположены достаточно близко друг к другу.

С другой стороны, наличие даже большой группы инвесторов с триггерными точками необязательно создаст кризис, если другие инвесторы знают об их существовании.

Возможность внезапного финансового кризиса исходит из того, что рынок не знает, как много продаж последует после того, как курс достигнет критического уровня.

Устойчивость

Проблема «устойчивости» - это еще один потенциальный источник кризиса, который привлек большое внимание и оживленные дискуссии о долларе. Если коротко, то эта проблема исходит из того, что иногда курс возрастает до уровней, которые определенно не оправданы: они могут быть рационализированы только ожиданиями будущего изменения курса, которое приведет к быстрому накоплению внешнего долга. Полагают, что курс растет из-за отсутствия достаточного количества дальновидных инвесторов. Наиболее яркий пример – переоценка американского доллара, а за свою многолетнюю историю он претерпевал ее несколько раз.

Доллар и «жесткая посадка»

Страхи многих исследователей перед сильным долларом кристаллизовал в своей работе Стефен Маррис. Он утверждал, что очень сильный доллар конца 1984 и начала 1985 г. не мог быть устойчивым. Он также утверждал, что падающий доллар приведет к сильному макроэкономическому кризису в Соединенных Штатах, т.н. «жесткой посадке».

Так почему же она не произошла? Не потому, что корректировка валютного курса была постепенной. Доллар упал всего меньше чем за 2 года и потерял примерно половину своей стоимости против немецкой марки и японской иены с февраля 1985 по декабрь 1986 г. Чего не было, так это реальных последствий этого падения. Для всего финансового мира экономическая картина осталась удивительно безмятежной, по крайней мере, в развитых странах. Экономический подъем, который начался в конце 1982 г., продолжался почти 7 лет и при этом ни усиливался в неудержимый бум, ни спадал в рецессию.

Аналогичный процесс наблюдается пока и в настоящий период: предсказания надвигающейся рецессии в США стали увядать на фоне благоприятных экономических новостей.

Успехом по противостоянию «жесткой посадки» США во многом обязаны финансовым рынкам, которые до сих пор еще не потребовали от них существенной корректировки текущего счета. Если это произойдет, то инфляционные последствия от прогнозируемого изменения валютного курса будут намного значительнее, чем все, что было до сих пор.

Но, если и беспокоиться о каком-либо международном финансовом кризисе, так это, вероятно, о валютном кризисе в Соединенных Штатах (огромном должнике латиноамериканского типа), а не о повторении Великой Депрессии 1929 г.

Опубликовано:  6 января 2010
Просмотров:      4398
Автор:                 Серафим Званцев




Никита Королев и Анатолий Белоусов,
Издательство Инфо-ДВД


Все права защищены, © 2008—2024