Обучение
Сотрудничество
Новости

Свежие посты


«Интервью с Артёмом Ейсковым, часть 2»

Мы продолжаем наш цикл бесед с Артемом Ейсковым

Здравствуйте, Артем. Итак, прошло больше года, с тех пор как начался кризис в США. Какие есть изменения на сегодняшний момент?

В массы пришло понимание, что кризис не ограничивается финансовой сферой, что он (в разной степени) затрагивает экономики развитых и близких к ним стран. В то же время, как мне кажется, и у властей, и у народов затронутых кризисом стран закончился период паники, связанный с неопределённостью будущего, и начался период нормальной антикризисной работы. Допускаю, что возможна новая волна кризиса, которая ещё ухудшит положение экономик и людей, но к ней все уже будут более подготовлены.

Обама - сильная, интересная фигура на политической арене США? Он анонсировал некоторые из мер по стабилизации экономики. Насколько они адекватны?

Обама — сильный и интересный лидер, но политическая жизнь демократических стран отличается от прочих тем, что лидер — это не царь и не бог. Обама — представитель определённой группы элит и определённой части спектра интересов «простого народа». Поэтому говорить о «политике Обамы», «мерах Обамы» и т.п. не совсем верно. Маятник американской жизни, в последние годы слишком резко ушедший вправо, в сторону неоконсерватизма, смещается «влево» - в сторону либералов (в западном понимании этого термина). Это нормально и разумно, хотя по внешним признакам мне, например, не очень приятно.

В подробности антикризисных программ в США я не вдавался, но считаю, что эта страна имеет столь богатый опыт выхода из любых кризисных ситуаций, что и в этот раз, так или иначе США «неожиданно» для некоторых не только не потеряют свои позиции в мире, но и упрочат их. Я думаю, что из кризиса США выйдут менее нефтезависимыми, более «зелёными» и с новыми революционными технологиями.

Многие считают, что пришло время лопнуть очередному пузырю из долговых обязательств США? Чем это чревато для уже пострадавшей экономики США/мировой экономики?

Американскую экономику нельзя рассматривать в отрыве от экономик её партнёров и в отрыве от всемирной «долларовой зоны». Долговые обязательства США были и остаются в финансовом мире базовой ценностью в прямом смысле этого слова — US Treasuries считаются единственным в мире безрисковым активом. Из-за процесса «бегства в качество» в последнее время цены UST действительно резко выросли, и рынок начал напоминать «пузырь». Но некоторое сдувание этого пузыря лишь вернёт цены на прежний уровень, не более того. Зато высвободившиеся финансовые ресурсы пойдут на другие рынки.

Что же касается общего долга США, то он далеко не так страшен, как его малюют.

Есть оптимисты, которые говорят, что США начнет выходить из кризиса уже через год. Фондовый рынок исторически был опережающим индикатором изменения ситуации в экономике. Поэтому они считают текущие уровни довольно привлекательными для первых покупок на среднесрочный период инвестирования.

Я думаю, что США начнут выходить из кризиса раньше, чем через год. Что касается фондового рынка, то регулярные инвестиции можно было начинать даже раньше, чем сейчас. В последние три месяца индекс S&P500 держится в коридоре 800-900 пунктов. Нет причин, по которым он должен уйти сильно ниже. Регулярные инвестиции сглаживают колебания цен на акции, поэтому если, скажем, ежемесячно покупать широкий спектр бумаг с хотя бы минимально разумным подходом, то в среднем к концу кризиса инвестор получит очень привлекательный портфель.

Российская экономика серьезно зависит от мировой, но есть свои особенности. Какова ситуация на данный момент (банковская система, корп. сектор, потребительский).

Слишком обширный вопрос. В целом, пока продолжается ухудшение ситуации. В промышленности проблемы более открыты и ясны — сокращение производства, увольнения, банкротства. В финансовой сфере проблемы скрыты действиями Центробанка. Банки (если брать в целом) сейчас абсолютно зависимы от ЦБ. Это связано и с процессом «зажима ликвидности», который сознательно проводил Центробанк, и с собственной не всегда разумной политикой банков. Но руководство страны поставило цель спасти банковскую систему во время очень опасных событий конца осени и добилось этого. Правда, ценой скрытого, но почти полного перехода банков под контроль ЦБ.

Инфляция - основная проблема России? Какие события должны произойти в мире, чтобы экономика страны почувствовала себя лучше?

Основную проблему России выразил ещё Лермонтов: «Страна рабов, страна господ». Всё остальное — производные от этого. Пока рабы терпят власть господ, рабы будут получать инфляцию и девальвацию, а господа — миллиардные доходы от эксплуатации рабов. Господ в очередной раз спасти может нефть — в случае роста цен на неё экономике станет значительно легче. Рост цен на нефть (и — меньшей степени — на металлы) не только принесёт свежие деньги в экономику и в госрезервы, но и успокоит ситуацию с рублём, а значит, позволит банкам возобновить кредитование промышленности. Это, в свою очередь, увеличит спрос по всей производственной цепочке. Пока на валюте можно делать 200-300% годовых, банки не будут кредитовать предприятия ни под 10%, ни под 20%. А что происходит без кредита мы сейчас хорошо видим.

Насколько адекватны антикризисные меры, которые проводит правительство. Какие, на ваш взгляд, меры также необходимо предпринять?

Единственная серьёзная мера, которую предприняло руководство страны, это спасение банковской системы. Финансирование расплат олигархов по внешним долгам — это не антикризисная мера, это либо помощь друзьям, либо спасение собственного бизнеса, либо обычные коррупционные операции. По большому счёту, сейчас бесполезно что-либо предпринимать. Экономика больна уже много лет, кризис просто показал давно существующие проблемы. В рамках действующей политической и экономической системы ничего сделать нельзя. А мечтать о политике и экономике, организованных на совсем других принципах, пока бессмысленно.

Российский фондовый рынок достиг привлекательных уровней для инвестирования?

С учётом всех существующих страновых рисков — да. Надо чётко понимать, что инвестиции в российский фондовый рынок — это очень рискованное, но потенциально очень прибыльное вложение. Соответственно и относиться к нему так: можно потерять очень много, но можно и получить намного больше, чем на цивилизованных рынках. Российский рынок отличается высокой волатильностью, особенно сейчас, это просто надо принять как факт. Впрочем, для многих частных инвесторов особого выбора всё равно нет — вложить свои скромные средства в фондовый рынок США или Европы могут далеко не все.

Опубликовано:  31 мая 2010
Просмотров:      20702
Автор:                 Alexander Lezh




Никита Королев и Анатолий Белоусов,
Издательство Инфо-ДВД


Все права защищены, © 2008—2024