Введение
Издательство Инфо-ДВД
Внутри Инфо-ДВД
Карьера в Инфо-ДВД



«Экономический минимум для продавца»

Макроэкономическая ситуация — характеризует общее экономическое положение в стране, состояние производства, финансов, сложившиеся тенденции в развитии науки, образования, здравоохранения, оборонного комплекса; для ее оценки используются такие обобщенные показатели, как валовой национальный продукт, совокупный спрос, совокупное предложение, уровень цен, занятость, средняя заработная плата и т. д.

Социальная политика — система мероприятий, целенаправленно осуществляемых государством в отношении населения страны, направленных на развитие социальной сферы общества, повышение благосостояния людей, улучшение условий их жизни и труда; проводимые социальные программы обеспечивают поддержку наиболее незащищенных групп населения (детей, инвалидов, пенсионеров), более справедливое распределение доходов и льгот.

Основные положениия

Каждый работник торговли, даже рядовой продавец, стоящий за прилавком, должен интересоваться тем, что происходит за стенами его магазина. Ему необходимо ориентироваться в общей экономической ситуации. Только в этом случае он правильно поймет поведение своих покупателей и сможет вовремя принять защитные меры против надвигающихся экономических неурядиц.

Экономическая жизнь страны чрезвычайно сложна и многообразна. К сожалению, она не всегда правдиво отражается в российских средствах массовой информации. Поэтому неспециалисту крайне трудно оценить реальное положение дел.

Работнику торговли зачастую приходится принимать ответственные решения, требующие учета макроэкономических процессов. Ему надо учиться думать самостоятельно.

Рассмотрим несколько основных понятий экономики.

Важнейшим макроэкономическим показателем является валовой национальный продукт (ВНП).ВНП фиксируется в денежном выражении. Это совокупная стоимость всей продукции и услуг, произведенных за год народным хозяйством в целом. Данный показатель отражает конечные результаты хозяйственной деятельности всех отраслей и сфер экономики (включая и внешнюю торговлю).

По величине и динамике ВНП можно судить о том, растут или падают объемы производства, каковы темпы экономического роста (спада). Данный показатель, выраженный в одной денежной единице (например, в долларах США), позволяет сравнивать экономическое положение разных стран.

Повышение ВНП является благоприятным фактором для торговли. Это означает, что производители наращивают выпуск продукции, растут доходы населения и налоговые поступления в государственную казну.

Разумеется, большое значение имеет структура ВНП. То есть надо еще учитывать, какую долю ВНП создала та или иная отрасль экономики. Если, к примеру, весь рост ВНП обеспечен за счет деятельности военно-промышленного комплекса, то вряд ли можно рассчитывать, что это заметно улучшит ситуацию на потребительском рынке.

При эконом . анализе используют такой показатель:ВНП / Численность населения страны.
Он отражает величину ВНП, произведенного на душу населения. Можно считать, что чем больше этот показатель, тем выше платежеспособность граждан. Число потенциальных покупателей будет расти.

Валовой национальный продукт имеет и материально-вещественную (физическую форму). Поэтому экономическая статистика ведет учет и того, сколько и какой продукции произведено за расчетный период, выражая произведенное в рублях, а также в штуках, тоннах, кубических метрах и т. д.

В местной печати регулярно появляются статистические данные, характеризующие валовые экономические показатели конкретного региона, города. Торговые работники должны внимательно следить за этой информацией. В ней они смогут найти для себя много полезного.

Уровень цен — еще один важный макроэкономический показатель. Цена производителя — это оптовая цена, которая должна покрыть расходы на приобретение сырья и материалов, затраты на производство продукции, налоговые и другие отчисления, а также обеспечить необходимую прибыль. Цена потребителя — это розничная цена, которая образуется путем прибавления к оптовой цене расходов системы торговли, а также необходимой прибыли продавца.

В условиях рыночной экономики непрерывно происходит изменение уровня цен. Повышение общего уровня цен называется инфляцией, понижение — дефляцией.
В газетах и журналах, телепередачах на экономическую тему мы часто встречаем такие три понятия:
♦ уровень (индекс) цен;
♦ индекс инфляции;
♦ уровень (темп) инфляции.

Каждый работник сферы торговли должен хорошо представлять себе, что же эти понятия означают.
общая стоимость набора товаров и услуг в ценах данного года(периода)
Индекс цен = общая стоимость этого же набора товаров и услуг в ценах базового года

При желании расчеты производятся только для определенного набора («корзины») продуктов.Расчеты можно произвести, приняв за базовый год прошлый, предыдущий или какой-либо иной год.

Индекс инфляции = индекс цен года (периода)/индекс цен базового года (периода)*100%
Этот индекс показывает, насколько возросли цены на основные товары и услуги по сравнению с базовым (прошлым) годом.

Высокая инфляция неизбежно снижает покупательскую активность потребителя, а также увеличивает производственные затраты продавца. Инфляция больно бьет по всем участникам рынка. Высокий темп инфляции — неизбежный спутник экономического кризиса.

При высоком темпе инфляции можно прогнозировать, что объемы продаж могут снижаться. Покупатели станут действовать осторожнее и осмотрительнее, будут больше обдумывать покупку.В таких условиях каждый продавец должен понимать, что ему следует утроить усилия на своем рабочем месте, борясь за каждого покупателя.

Указанные коэффициенты могут рассчитываться не только по результатам экономической деятельности за год, но и за каждый квартал, месяц, даже неделю. Эти расчеты могут производиться для отдельного региона или города.

На работе предприятий торговли косвенным образом отражаются уровень занятости населения и величина безработицы. К экономически активному населению относятся трудоспособные люди обоего пола, достигшие совершеннолетия и еще не перешедшие рубеж пенсионного возраста. Из этой категории исключаются люди, утратившие трудоспособность (инвалиды, лица с тяжелыми хроническими заболеваниями),
число работающих, относящихся к категории.

Суммарная занятость будет выше реальной, так как среди работающих имеются подростки и пенсионеры, которых формально не относят к экономически активному населению.Рост занятости обеспечивает увеличение доходов людей. Чем выше занятость населения, тем оживленнее будет в магазинах.Уровень безработицы показывает, какой доле экономически активного населения не удается найти применение своим трудовым навыкам. Экономисты считают, что 3-5% уровень безработицы — явление вполне нормальное.

Экономический минимум для продавца

При увеличении числа безработных покупательский спрос населения снижается: из-за отсутствия стабильных заработков уменьшаются доходы семей, растут долги, тают сбережения. Кроме того, положение безработного тяжело переживается человеком, что негативно отражается на психологическом климате семьи. В таких обстоятельствах не до серьезных покупок.

Для анализа макроэкономической ситуации используется и такой показатель, как средняя заработная плата. Причем различают две ее формы: номинальную заработную плату и реальную. Номинальная заработная плата рассчитывается делением общей массы заработанных денег на численность всех работающих, занятых на предприятиях всех форм собственности.

От величины средней заработной платы зависит покупательская способность населения.
Подсчитывая среднюю заработную плату за какой-либо период времени, нельзя забывать, что за это время изменились и цены. Очевидно, что рост индекса цен приводит к уменьшению реальной заработной платы. Возможности населения приобретать товары уменьшаются.

Продавец должен ориентироваться на величину средней заработной платы своего потребителя, планируя ассортимент товаров, подбирая поставщиков, определяя цены, намечая систему скидок и т. д.

При этом надо иметь в виду, что в различных сферах экономики средняя зарплата отличается (иногда весьма существенно). Одни профессиональные группы имеют более высокий уровень оплаты труда, другие — значительно меньший.

Таким образом, макроэкономическая ситуация благоприятна для системы торговли, стимулируя продажи, если в стране отмечается экономический рост (увеличение ВНП и объемов производства), а уровень цен возрастает незначительно. Когда индекс и темп инфляции минимальны, трудовая занятость населения велика и безработица не превышает 3-5 %, тогда наблюдается рост средней реальной заработной платы в различных сферах экономики, что обеспечивает и увеличение доходов большинства потребителей.

Макроэкономическая ситуация в сегодняшней России скорее противоположна. Экономические процессы, происходящие в стране, пока в значительной мере сдерживают развитие оборота розничной торговли.

В данных обстоятельствах, в условиях экстремальной экономики продавец должен действовать с повышенной энергией, грамотно и расчетливо, используя все имеющиеся резервы стимулирования продаж. Ему следует быть особенно внимательным к тонкостям своего бизнеса.

Отдельная фирма может потерпеть финансовый крах и в обстановке общего благополучия. Однако добиться устойчивого прогресса в одиночку практически невозможно.

Все в нашей действительности взаимосвязано. Как утверждали восточные мудрецы: «Одно во всем, и все в одном».

Поэтому подлинный успех отдельного предприятия возможен лишь в благоприятной макроэкономической ситуации. Процветание всех есть условие процветания каждого! Определенное влияние на сферу торговли оказывает социальная политика, проводимая государством.

Роль государства в экономической жизни современного цивилизованного общества становится все более сложной и ответственной. Прежде всего, государство через систему законов устанавливает правила игры для хозяйствующих субъектов, пытаясь согласовать эгоистические интересы отдельных производителей и продавцов с общенациональными интересами.

Государство должно быть строгим и объективным арбитром для всех участников экономического процесса. Только в этом случае можно говорить о социально ориентированной рыночной экономике.

Чтобы обеспечить приемлемый жизненный уровень населения, государство устанавливает определенный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), на который обязаны ориентироваться все работодатели. При эффективной социальной политике величина МРОТ равна прожиточному минимуму.

Для бюджетных организаций вводится единая тарифная сетка оплаты труда (ETC), привязанная к МРОТ, согласно которой работникам, в зависимости от их квалификации, присваивается некоторый разряд и устанавливается соответствующая заработная плата.
Важнейшая задача социальной политики — создание более справедливой системы распределения материальных благ и доходов.

Опасно и несправедливо, когда большая часть благ сосредоточена в руках немногих. Тогда социум разделяется на два враждующих мира: богатых и бедных, пресыщенных и озлобленных. Тогда ширится пропасть между верхами и низами общества, усиливаются социальное неравенство и напряженность, падает покупательская активность основной массы граждан. Отсутствие массового покупателя — смертный приговор всей экономической системе общества.

Было бы грубой ошибкой понимать справедливое распределение благ и доходов как равномерное их распределение. Делить поровну столь же несправедливо, как и делать блага малодоступными большинству работающих.

Принцип социальной справедливости гласит: «От каждого по способностям, каждому — по труду». Такой подход стимулирует индивидуальную трудовую активность, способствует росту благосостояния людей. Разумеется, реализовать этот принцип на практике совсем непросто.

Тем не менее, реальная экономика осваивает различные системы оплаты труда, в основе которых лежит учет количества и качества произведенного работником продукта. Кроме того, государство вводит различные доплаты и льготы за тяжелые и вредные условия, в которых приходится трудиться человеку: за работу в ночное время, за вахтовый режим труда, предусматривает надбавки к зарплате в ряде отдаленных и северных регионов и т.д.

Государственное регулирование распределения доходов осуществляется и с помощью налоговой системы.

Неотъемлемый закон социальной политики — принятие системы мер по социальной защите определенных категорий населения: выплаты пособий, стипендий, пенсий, скидки за платежи, освобождение от оплаты ряда услуг, бесплатное предоставление некоторых товаров, организация детских домов, интернатов, приютов.

Государство уделяет особое внимание обеспечению занятости населения: поддерживает проекты, позволяющие увеличить число рабочих мест, содействует повышению квалификации кадров, обучению и переподготовке безработных.
При эффективной социальной политике в обществе поддерживается нормальный уровень потребления. В этом случае успешно функционирует и система торговли.

Так как социальная политика государства многопланова и охватывает различные области общественной жизни, то крайне трудно охарастеризовать ее с помощью небольшого набора наглядных показателей. Для этой цели можно воспользоваться некоторыми косвенными критериями.

Прежде всего, это динамика численности населения страны (региона, области, города), а также соотношение рождаемости и смертности.
Уменьшение численности населения, превышение уровня смертности над рождаемостью — верные признаки социального неблагополучия общества. В такой ситуации деформируется и система потребления.

Средняя продолжительность жизни — еще один обобщенный показатель, отражающий общую социальную ситуацию в стране. Понятно, что она зависит от всей совокупности социальных факторов: от материальной обеспеченности населения, состояния системы здравоохранения, условий труда и отдыха людей, экологической обстановки, уровня преступности и т. д.

Таким образом, продавцу необходимо держать в уме и влияние социальной ситуации на состояние и развитие потребительского рынка.

Опубликовано:  31 мая 2010
Просмотров:      4441
Автор:                Автор неизвестен


Инфорассылка
Хотите узнать о том, как Вы можете зарабатывать в Интернете тысячи долларов ежемесячно?


Введите Ваши данные в форму и нажмите на кнопку «Да, хочу!»
Подробнее о рассылке


Обновления на сайте












Никита Королев и Анатолий Белоусов,
Группа проектов «Киберсант-Медиа»
Издательство Инфо-ДВД Все права защищены, © 2008—2019

Смотрите также: наши контакты,
ответы на вопросы, форум и другие проекты.

Позвоните нам: или оставьте заявку на обратный звонок.
Подпишитесь на миникурс:
Читайте RSS канал —