|
Internet из глобальной почтовой и информационно-поисковой системы превращается в инструмент ведения современного бизнеса, основанного на принципах сетевой экономики. Электронный бизнес (Э-бизнес) - деловая активность, которая использует возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей компании с целью создания прибыли. Важнейшей составляющей Э-бизнеса является Э-коммерция, которая охватывает не только операции купли-продажи, а и сопровождение процессов создания спроса на продукцию и услуги, автоматизацию административных функций, связанных с онлайновыми продажами и обработкой заказов, а также с совершенствованием обмена информацией между партнерами. Электронная коммерция (Э-коммерция) - разновидность бизнес-активности, в которой взаимодействия субъектов бизнеса купли-продажи товаров и услуг (как материальных, так и информационных) осуществляется с помощью глобальной компьютерной сети Internet или какой-нибудь другой информационной сети. Выделяют несколько классических этапов ведения электронной коммерции: онлайновый маркетинг, оформление заявок, осуществление платежей и информационная поддержка доставки товаров. Развитие моделей электронной коммерции, внедрение пилотных проектов в этой области, а также разработка общих юридических и правовых основ ведения бизнеса в Internet поддерживается Европейской комиссией в ESPRIT. ESPRIT - программа Европейского сообщества, направленная на ускорение и расширение исследований по использованию информационных технологий (IT). Разделяют такие направления электронной коммерции: - бизнес - бизнес (business-to-business, B2B) - определяет взаимодействие компаний с компаниями в электронной среде; - бизнес - потребитель (business-to-consumer, B2C) - определяет взаимодействие компаний с конечными потребителями в сети; - бизнес - администрация (business-to-administration, B2A) - определяет взаимодействие компаний с административными органами; - потребитель- администрация (consumer-to-administration C2A) - определяет взаимодействие потребителей с администрацией. В соответствии со статистическими исследованиями в сети, направление B2B занимает первое месте (70% от общего количества договоров, которые заключаются в Internet). Начиная с больших корпораций, таких, как Cisco Systems, стремление увеличить оборот денег через глобальную сеть в секторе бизнес-бизнес постоянно распространяется и на мелкие фирмы, которые хотят расширить свою деятельность с меньшими затратами времени и материальными ресурсами. Однако обычным потребителям больше известны компании, которые торгуют в Internet товарами и услугами для конечных потребителей, то есть относятся к направлению B2C. Примером может служить Amazon.com - известнейший в мире электронный магазин, который торгует книгами, компактами и другой продукцией. Перспективными считаются направления B2A и C2A. Государство является значительным поставщиком услуг для граждан и предприятий, которые платят налоги за комплекс определенных услуг в сфере безопасности и общественного порядка, образования, охраны здоровья и т.д. Все большее количество местных и центральных органов власти в разных странах предоставляет услуги гражданам через Internet. Наиболее известным проектом в мире в этой области есть государственный портал Сингапура Citizen Centre, на котором осуществляются практически все общения граждан с властью. В материалах Европейской комиссии в ESPRIT (http://www.cordis.lu/esprit/home.html) приводятся такие модели электронной коммерции: - электронный магазин; - электронный справочник-каталог; - электронный онлайновый аукцион; - электронный торговый центр; - виртуальное сообщество; - виртуальный центр разработки; - информационный брокер; - провайдер бизнес - операций; - интегратор бизнес - операций и т.д. Электронный магазин - это специализированный Web-сайт, который принадлежит фирме - производителю, торговой фирме и т.д. и предназначенный для продвижения товаров на рынке, для увеличения объемов продажи и привлечения новых покупателей. На таких сайтах имеется возможность выбрать товары, оформить заявки и осуществить оплату через сеть, оформить документы в режиме on-line для осуществления оплаты обычным способом и отследить доставку. Электронный справочник-каталог - специализированный Web-сайт для проведения тендеров среди поставщиков. Web-сайт представляет собой справочник-каталог, с помощью которого клиент может выбрать поставщиков товаров для проведения переговоров с ними. Выбор осуществляется исходя из характеристик товаров, цен, условий поставки, номенклатуры или каких-нибудь других специфических условий. Электронные справочники-каталоги используются компаниями с целью упрощения процедуры участия в тендерах, для продвижения своей торговой марки и снижения затрат на маркетинг. Электронный онлайновый аукцион - один из перспективнейших секторов электронной коммерции: программно-информационная тематическая база со средствами поиска, в которой содержатся описания товаров, допущенных к торгам. Электронный аукцион аналогичен процедуре торгов по лотам на обычном аукционе. Хозяин такой Web-системы зарабатывает на процентах от транзакций, а также на продажах программного обеспечения для участия в торгах. Удачный пример такого Internet-аукциона www.e-bay.com. Электронный торговый центр - Web-сайт, который содержит множество электронных магазинов и каталогов, интегрированных на хостинге (иногда под известной маркой), которые совместно выполняют определенные функции. Другие модели электронной коммерции (по классификации Европейской комиссии ESPRIT) связаны с интенсификацией обмена информацией и процессами совместного производства. Преимущество электронной коммерции по сравнению с традиционными видами деловой активности является ощутимым. Использование новых электронных форм коммуникации значительно снижает затраты на организацию и поддержку всей инфраструктуры бизнеса. Фундаментальное переосмысливание и радикальное изменение бизнес-процессов может заметно улучшить такие важнейшие характеристики, как затраты, качество, сервис и скорость обслуживания. Внедрение Э-коммерции, возможно, станет тем экономическим рычагом, который сможет изменить идеологию, способы и принципы традиционного бизнеса ...
Опубликовано: 29 ноября 2009
Просмотров: 5833
Автор: М.В. Макарова
|
|