Введение
Издательство Инфо-ДВД
Внутри Инфо-ДВД
Карьера в Инфо-ДВД



«Как строить отношения с инвестором?»

Инвестиционные будни


Одна из важнейших задач любого инвестора – добавление стоимости к сделанной инвестиции (adding value to investment). Чтобы добиться этого, они принимают самое активное участие в управлении компанией после инвестирования. Естественно, руководителям компании нужно непременно учитывать это обстоятельство при выработке постинвестиционной стратегии сотрудничества. Цель этой стратегии – найти средства для уменьшения рисков в бизнесе. У инвестора должны быть возможности стать активным участником бизнес-процесса, а не сторонним наблюдателем, покорно ожидающим, что же станет с его инвестициями. Рассмотрим основные составляющие оперативного мониторинга бизнеса, которые помогут партнерам снизить существующие риски.

1. Предоставление финансовой и оперативной отчетности

Минимальный объем финансовой информации, которым должен располагать инвестор, включает в себя ежемесячный отчет о прибылях и убытках компании, квартальные отчеты о прибылях и убытках с приложенной балансовой ведомостью, прогноз денежных потоков, сметы доходов и расходов на год.

Компании, которые находятся на начальном этапе становления или рассчитывают на leverage buy out – выкуп инвестором акций с использованием долгового финансирования (как правило, такие компании находятся в кризисной фазе и требуют реструктуризации), должны представлять более детальные и оперативные сведения о денежных потоках, составляя прогнозы ежемесячно. В них следует не только отражать финансовые показатели, но и отслеживать изменения на рынке.

Руководству компании следует быть готовым к тому, что инвестор не будет делать никаких снисхождений в случае задержек с предоставлением отчетности, поскольку отсутствие информации не позволяет ему эффективно участвовать в управлении. Не менее важно обеспечить предельную точность и адекватность ежемесячных отчетов. Ведь инвестор потом в любом случае получит аудированный годовой отчет, и, если цифры в нем будут существенно отличаться от данных, фигурирующих в месячной или квартальной отчетности, компании гарантированы серьезные неприятности.

2. Предоставление управленческой информации

Менеджеры должны ежеквартально представлять инвестору отчет о развитии компании. В этом документе финансовые показатели сопоставляются со сметой, и в случае расхождений анализируются причины, по которым это произошло. Конечно, для малых компаний это создает дополнительные трудности, но практика показала, что в конечном итоге такой анализ облегчает работу и самим менеджерам предприятия. Они начинают оценивать развитие своего бизнеса по определенной формальной схеме и учатся моделировать свои управленческие действия в различных ситуациях.

В отчете должны быть отражены и другие аспекты развития компании: разработка новых изделий, перспективы различных направлений бизнеса, наличие или отсутствие крупных новых заказов или проектов и т. д. Особое внимание следует уделять упущенным заказам и проектам. В зависимости от типа бизнеса менеджеры должны также сообщать инвестору об объеме невыполненных заказов и количестве перспективных деловых предложений.

В этом же отчете необходимо изложить точку зрения руководителей компании на перспективы рынка, где действует компания. Кроме того, нужно незамедлительно информировать инвестора об изменениях в составе команды менеджеров (в том числе менеджеров второго эшелона).

Годовые отчеты нужно представлять на ознакомление инвестору вместе с заключением сертифицированного аудитора. Желательно, чтобы инвестор обладал правом вето при утверждении отчета и выборе аудитора. Протоколы собраний акционеров и совета директоров также содержат важную для инвестора информацию. Их следует представлять инвестору сразу после собрания.

3. Получение информации из других источников

Для мониторинга бизнеса компании инвестору необходима практически вся та информация, которая требовалась ему для принятия решения об инвестировании. Черпает он ее не только из внутренних корпоративных источников, но и из внешних. От менеджмента компании в данном случае требуется лишь отслеживать все изменения на рынке и немедленно извещать инвестора о проблемах, которые они идентифицировали, – любые неожиданности крайне неприятны для инвесторов и банкиров.

4. Анализ информации

Базой для проведения сравнительных оценок может быть информационный меморандум, на основе которого было принято решение об инвестировании. Его необходимо постоянно дополнять и обновлять. Лучше всего делать это раз в квартал, обсуждая всю аналитическую информацию с людьми, которые принимали решение об инвестировании. Именно инвестиционный меморандум и ежеквартальные обзоры составляют основу инвестиционного досье, представляя собой своеобразный корректируемый бизнес-план корпоративного развития.

5. Регулярные заседания совета директоров

В совет директоров следует включать не более 7-9 человек – в том числе одного-двух представителей инвестора и одного-двух независимых директоров из числа экспертов в данной отрасли. Вполне возможно, что в некоторых случаях сам инвестор не захочет становиться членом совета директоров (из боязни брать на себя чрезмерную ответственность), но будет участвовать в заседаниях на правах наблюдателя.

Заседания совета директоров должны проходить раз в один-два месяца или по крайней мере раз в квартал. Документы для обсуждения и согласования необходимо рассылать заранее (за одну неделю, а по финансовым вопросам – за две недели до заседания). Первый вопрос в повестке дня всех заседаний неизменен: финансовый отчет и сопоставление реальных показателей с запланированными. Далее следует уточнить стратегию, обсудить вопросы финансового планирования, нового раунда финансирования и т.п.

Для организации более эффективной работы имеет смысл сформировать несколько комитетов совета директоров (по аудиту, назначениям и вознаграждениям, стратегическому развитию, по бюджету и инвестициям). В некоторые комитеты войдут только члены совета директоров, в другие – еще и топ-менеджеры компании. Целесообразно хотя бы раз в год заслушивать на заседании совета директоров руководителя одного из подразделений компании. Иногда проведение заседания можно совмещать с посещением завода – чтобы инвестор собственными глазами увидел изменения, произошедшие на производстве.

6. Регулярные встречи

Встречи с представителями инвестора должны быть регулярными. Большинство инвесторов, как правило, люди занятые, и ежедневное общение будет для них обременительным. Нормальная периодичность общения – раз в одну-две недели.

К встречам с инвестором необходимо тщательно готовиться. Нужно заранее продумать повестку дня и разослать документы, необходимые для обсуждения текущих вопросов. Перечень этих вопросов может быть довольно длинным: изменения в отношениях с поставщиками, обострение конкуренции, проблемы аренды, лизинга, маркетинга, продаж и проч.

7. Укрепление доверия (confidence building)

Общение с представителями инвестора и самим инвестором должно вести к укреплению доверия между партнерами. Для этого представителям компании надо быть информативными, доказательными, честными и всегда выполнять обещания. При подготовке важных решений или в случае возникновения неожиданных проблем обязательно советуйтесь с инвестором. Он находится на «расстоянии» всего одного телефонного звонка или электронного письма от вас.

8. Приращение стоимости (adding value)

Поскольку инвесторы приходят в компанию не как консультанты, а именно как бизнесмены, рискующие собственными средствами или средствами, находящимися в доверительном управлении, сам факт инвестирования в данный бизнес уже увеличивает стоимость компании.

Но больше всего инвестор приращивает стоимость компании тем, что помогает ей создать самую лучшую для этого бизнеса команду менеджеров. Ключом к успеху может стать, конечно, реорганизация производства. Но нужные для дела умения и навыки людей должны соответствовать не сегодняшним, а завтрашним потребностям компании. Поэтому иногда приходится идти на замену сотрудников. И к этому надо быть готовым.

Где взять средства на проект?

Московский фонд содействия развитию инновационной деятельности при поддержке Минэкономразвития России и Правительства Москвы объявил о создании регионального венчурного фонда. Средства фонда пойдут на финансирование инновационных проектов малых предприятий в обмен на долю в уставном капитале на определенный срок. В фонд уже поступило 400 млн. руб. (200 млн. руб. от Правительства Москвы и 200 млн. руб. от МЭРТ ). Еще 400 млн. руб. планируется привлечь от частных инвесторов. Заявки на финансирование проектов уже рассматриваются. Лимитов на выдачу средств не существует, но организаторы рассчитывают, что с помощью фонда им удастся поддержать 40-45 предприятий. Со слов организаторов, фонд должен послужить катализатором к образованию подобных венчурных институтов в России, доказав их востребованность.

Московский фонд содействия развитию инновационной деятельности предоставляет малому бизнесу и субвенции (безвозвратные деньги), размер которых увеличился в этом году с 250 тыс. руб. до 750 тыс. руб. Кроме того, фонд предлагает компенсацию процентной ставки малому предприятию, которое получает кредит в банке.

Факторы, влияющие на степень вовлеченности инвестора

Размер инвестиций.
Cтепень вовлеченности инвестора в работу компании будет прямо пропорционально зависеть от объема инвестируемых в компанию средств.

Потребность в помощи и содействии.
Чем более опытной и полной будет управленческая команда компании, тем меньше внимания потребуется от инвестора. А значит, и время, выделенное инвестором на работу с компанией, можно будет использовать для решения стратегических, а не текущих вопросов. Имеет смысл заранее определить сферы, где советы инвестора приветствуются (например, выбор или смена банка, аудитора, консультанта, топ-менеджеров), и сферы, где дополнительные консультации означают лишь потерю времени для обеих сторон (условия конкретных сделок, оперативное управление коллективом и т. п.).

Готовность менеджмента следовать советам инвестора.
Этот фактор стимулирует инвестора к тому, чтобы оказывать компании всемерное содействие. Напротив, неприятие менеджментом советов инвестора (особенно при неблагоприятном развитии событий и возникновении серьезных проблем) ведет к снижению его активности и в конечном счете к потере доверия к компании.

Опыт в определенных сферах деятельности.
Основную помощь от инвестора можно ожидать в области стратегии или финансов. Все остальные вопросы – за пределами его компетенции, и для их решения, скорее всего, потребуются внешние специалисты и эксперты. Консультанты будут привлечены инвестором прежде всего для совершенствования системы управленческой отчетности и бюджетирования, что будет полезным и самой компании. Кроме того, инвестор может иметь ценный опыт и в отдельных областях бизнеса, который следует использовать в полной мере.

Состояние компании и бизнеса, в котором она работает.
Если предприятие, отрасль или сектор, в котором оно ведет бизнес, столкнутся с проблемами, инвестор, конечно, станет уделять компании больше внимания. Именно на решение проблем компании, в которую вложены деньги, а не на поиск, обсуждение и проработку новых сделок инвесторы тратят больше всего времени.

Отношения с предпринимателем.
Очень часто степень вовлеченности инвестора в работу с компанией (даже в ущерб другим компаниям и будущим сделкам) определяется сложившимися хорошими отношениями с руководителем фирмы

Опубликовано:  17 декабря 2009
Просмотров:      2998
Автор:                Автор неизвестен


Инфорассылка
Хотите узнать о том, как Вы можете зарабатывать в Интернете тысячи долларов ежемесячно?


Введите Ваши данные в форму и нажмите на кнопку «Да, хочу!»
Подробнее о рассылке


Обновления на сайте












Никита Королев и Анатолий Белоусов,
Группа проектов «Киберсант-Медиа»
Издательство Инфо-ДВД Все права защищены, © 2008—2019

Смотрите также: наши контакты,
ответы на вопросы, форум и другие проекты.

Позвоните нам: или оставьте заявку на обратный звонок.
Подпишитесь на миникурс:
Читайте RSS канал —