Введение
Издательство Инфо-ДВД
Внутри Инфо-ДВД
Карьера в Инфо-ДВД



«Суповой набор»

Я человек занятой. Времени — ноль. Нет, не ноль, оно в минусе, его постоянно не хватает! Среди прочих многочисленных забот есть и такая: надо, потратив минимум минут и усилий, пристроить деньги — на пенсию прикопить, имущество застраховать и «излишки» зарплаты пустить в «работу», чтобы не лежали мертвым грузом. Не теряя ни секунды, собираюсь и еду в финансовый супермаркет!

ОДНО ОКНО

В идеале «полки финсупа» должны просто ломиться: ПИФы от десятков разных управляющих компаний, банковские фонды (ОФБУ), страховые продукты, пенсионные программы и т. д. По мнению специалистов по финансовому планированию, обычно одним каким-то инструментом всех «бюджетных» задач среднестатистического семейства не решить. Большинству нужен некий комплекс, комбинация нескольких продуктов. Логично предположить, что для оформления каждого из них необходимо будет съездить в офисы различных компаний. А можно ли в этой сфере найти что-то типа «одного окна»?

Найти можно! Идея создать паевой супермаркет зародилась в США недавно. Интернет-брокер Чарльз Шваб придумал удобный и доступный способ продажи паев различных фондов в одном месте. В начале 90-х в США появился первый супермаркет ПИФов. Главной его задачей было снизить издержки пайщиков, связанные с приобретением паев. В России цель создания паевых супермаркетов была несколько иной: обеспечить инвесторам доступ сразу к большому количеству паевых фондов — по принципу «все и сразу».

В целом такого рода организации в зависимости от ассортимента делятся на два вида — однопродуктовые и мультипродуктовые. К первым относятся те самые «пионеры рынка» — паевые супермаркеты, где инвестору предоставлен широкий выбор ПИФов: классические фонды акций, отраслевые фонды акций, интервальные фонды акций, фонды облигаций, индексные фонды или фонды недвижимости.

К мультипродуктовым относятся те, где клиент может не только приобрести, обменять или продать паи различных ПИФов, но и оформить программы страхования жизни и программы НПФов, оформить открытие брокерского счета и т. д.

ЧТО ЗА КОМИССИЯ, СОЗДАТЕЛЬ?..

Финансовый супермаркет похож на современный универсам, где продукты от разных поставщиков ждут покупателя. Только вместо вина из Франции или Италии, персиков и яблок в финансовом супермаркете вы сможете купить и погасить паи, оформить программы страхования и накопления, а иногда и взять кредит.

Финансовый супермаркет — это де-факто агент многих компаний, которые продвигают через него свои предложения, выплачивая «финсупу» комиссию с продаж.

Комиссия может рассчитываться по-разному:

  • как процент от суммы, потраченной клиентом (то есть от привлеченных денег),
  • как некая фиксированная плата за продажу продукта, вне зависимости от привлекаемой суммы.

Но в любом случае за каждую продажу продукта супермаркет получает некоторое вознаграждение. Означает ли это, что покупать через супермаркет — дороже? Не всегда. Дороже это может быть только в отношении покупки, обмена и продажи паев ПИФов, так как супермаркет, являясь агентом многих фондов, нередко увеличивает надбавку и скидку — комиссии, которые обычно взимают все УК, чтобы покрыть расходы на управление. Напомним, надбавку обычно берут при продаже паев клиенту (в среднем 0,5-1,5% от суммы), скидку — при погашении (1-2%).

Сверх этого посредник может «накручивать» еще примерно 0,5-1%. Но делает он это не всегда, так как с каждой УК он может сотрудничать на разных условиях. Иногда «финсуп» не берет комиссий с клиентов, а получает вознаграждение только от поставщика услуг в зависимости от суммы привлечения, обмена или погашения паев.

Что до, скажем, покупки полисов страхования жизни или вложения долгосрочных пенсионных средств, здесь допкомиссий за их оформление супермаркет обычно не берет и стоимость приобретения будет такой же, как если бы вы посетили саму страховую компанию или НПФ.

Так ли иначе, быстрых решений принимать не стоит, лучше заранее уточнить размер надбавок и скидок супермаркета и сравнить их с аналогичными вознаграждениями непосредственно в выбранных УК.

ВНУТРЕННЯЯ РАБОТА

Итак, посетитель приходит в офис. При себе достаточно иметь только паспорт. Если супермаркет предоставляет услуги по оформлению перевода накопительной части пенсии в УК или НПФ и вы собираетесь этой услугой воспользоваться, понадобится еще пенсионная карточка. Толстый кошелек, скорее всего, с собой можно не брать, так как большинство агентов работают с безналичными переводами и наличность у вас вряд ли примут. В лучшем случае в офисе супермаркета или рядом с ним будет находиться отделение дружественного банка, через который можно будет сделать платеж без комиссий, но пока это — редкость. Кстати, комиссию за перевод денег (обычно около 1%) тоже надо записать себе в дополнительные расходы. Если человек уже точно знает, за каким продуктом пришел, процедура будет достаточно быстрой. Консультант супермаркета довольно быстро, задав пару вопросов, поможет оформить все документы. Это занимает столько же времени, сколько при походе непосредственно в компанию, предоставляющую услуги.

Если же клиент не знает, чего хочет, визит затянется. В идеале консультант в этом случае должен выступить как личный финансовый советник: определить потребности, цели и задачи посетителя, проанализировать его текущую финансовую ситуацию. Имеет ли сейлз-менеджер «финсупа» такую квалификацию? Достаточно ли у него времени? Далеко не всегда. В лучшем случае он проведет приблизительную «диагностику» ситуации и по ее итогам порекомендует те или иные продукты исключительно из ассортимента супермаркета.

Надо оговориться, что, как правило, консультант изначально не предлагает конкретный ПИФ или конкретную страховку, он просто рекомендует тип инструмента, например ПИФы акций, страхование жизни и перевод накопительной части пенсии, скажем, в НПФ как таковой. Далее клиенту предлагается самому выбрать конкретные компании. Если он затрудняется, сотрудник «финсупа» может помочь, предложив определенный «суповой набор» ПИФов либо определенный вариант страховки или пенсионной программы. Но повторим: рекомендации ограничиваются ассортиментом супермаркета, и если, скажем, клиенту для оптимальных инвестиций лучше было бы выбрать депозит, а их в линейке продуктов нет, то и рекомендовать их, скорее всего, не станут: неинтересно с коммерческой точки зрения.

НА НАШЕЙ ПОЧВЕ

В последнее время эксперты выделяют важную закономерность: представленные на отечественном рынке финансовые супермаркеты (а их очень немного, см. таблицу) стараются расширять линейку, причем не за счет новых партнеров, а за счет добавления новых видов услуг. Так, бывший супермаркет «Сеть паевых супермаркетов» группы компаний «АЛОР», которая предоставляла услуги по покупке, обмену и погашению паев многих российских ПИФов, превратился в «Сеть финансовых решений «Цивилизация 41», которая сейчас помимо вышеназванных операций с паями разных фондов оформляет программы смешанного и накопительного страхования жизни, пенсионные программы (как перевод накопительной части пенсии и взносы в счет добровольного пенсионного обеспечения), помогает с открытием брокерских счетов. Кроме того, «Цивилизация 41» также запускает услугу по составлению личного финплана, но с подбором продуктов только из ассортимента этого супермаркета.

Череда кризисов 2007 и 2008 гг. привела к тому, что объем привлечения средств в ПИФы, в том числе и через супермаркеты, резко сократился. Идет активный поиск иных путей работы на этом рынке, позволяющих меньше зависеть от биржевых страстей. Добавление других продуктов, которые могут продаваться даже в кризис, способствует более стабильному положению супермаркетов.

Увы, ПИФы, страхование, накопления на старость — это не всем и каждому понятные помидоры-огурцы. Люди пока мало задумываются об инвестировании, и объем продаж через супермаркеты еще недостаточно велик.

Есть и еще одна сложность: консультанты супермаркета должны хорошо разбираться во всех продуктах. Чем разнообразнее линейка, тем сложнее обучить персонал. Но основная проблема — это все же низкая осведомленность населения о финансовых услугах, ведь супермаркет ориентирован на массового покупателя, который, как правило, пока больше озабочен тем, как потратить, а не как сохранить и приумножить нажитое.

Российские финансовые супермаркеты

НАЗВАНИЕ СУПЕРМАРКЕТААССОРТИМЕНТ ПРОДУКТОВ
СЕТЬ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ 41»ПИФы, брокерское обслуживание, смешанное и накопительное страхование жизни, пенсионные программы НПФ (как перевод накопительной части пенсии, так и программы добровольного пенсионного обеспечения), личный финансовый план
КОН-ТРАСТПИФы, интернет-трейдинг, обучающие программы
ИНКОМ-ИНВЕСТПИФы, доверительное управление, брокерское обслуживание, управление недвижимостью
АЛЕМАРПроект на стадии подготовки, ожидаются ПИФы и страхование жизни
В таблице представлены все финансовые супермаркеты, имеющиеся в России по данным на сентябрь 2008 г.

ДВЕ СТОРОНЫ МЕДАЛИ

Как у любого института, у «финсупов» есть свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

За счет объема привлекаемых средств супермаркет иногда может предоставлять клиентам более выгодные условия по инвестированию в ПИФы: нередко минимальный порог вхождения в ПИФ через супермаркет ниже, чем непосредственно через УК. Так, бывает, что во втором случае нужно внести минимум 30 000 руб., а через супермаркет — от 10 000 руб.

Можно в одном месте оформить покупку паев нескольких ПИФов разных УК, купить полис страхования жизни, пенсионную программу НПФ, иногда даже составить личный финансовый план. Это очень удобно с точки зрения экономии времени.

Супермаркет предоставляет достаточно полную информацию о предлагаемых продуктах, поэтому клиент в одном месте может сразу получить консультации по многим финансовым инструментам, определить свои потребности, о которых он мог и не задумываться до похода в это заведение.

Консультанты могут напомнить клиенту об очередном взносе по страховому полису, проконсультировать о текущей стоимости паев его ПИФов, рассказать о доходности по программе НПФ за прошедший период.

Недостатки:

Консультации в супермаркете нельзя назвать абсолютно объективными, так как сотрудники подбирают продукты лишь из имеющихся в линейке, в то время как вам могут больше подходить те инструменты, которых как раз здесь и нет. Соответственно, составить максимально подходящий вам и оптимально диверсифицированный портфель не получится.

Получить всеобъемлющую консультацию невозможно: многие вопросы из области личных финансов, не связанные с линейкой продуктов супермаркета, останутся без ответа.

Ряд продуктов при приобретении через супермаркет обойдется дороже, чем их покупка напрямую у «поставщика». Это касается в основном ПИФов: в большинстве случаев супермаркеты увеличивают надбавки и скидки по сравнению с УК.

Итак, не стоит сравнивать супермаркет и бутик индивидуального обслуживания. Здесь вы не найдете независимого финансового советника, индивидуально подходящего к вашим потребностям и подбирающего российские и зарубежные инвестиционные инструменты исключительно под ваши цели. Но это — отдельная услуга, требующая профессионализма и отдельного вознаграждения.

5 РАЗ ОТМЕРЬ: ПЕРЕД ПОХОДОМ В «ФИНСУП»

В финансовый супермаркет, как и в продуктовый, лучше ходить со списком необходимых продуктов! Перед походом лучше подготовиться, одно плохо: подготовка тоже «съедает» много времени, которое мы как раз и хотели сэкономить.

1. Самостоятельно или с помощью независимого (абсолютно независимого!) советника или консультанта определите потребность в тех или иных финансовых продуктах, а также объем предполагаемых инвестиций.

2. Самостоятельно или с помощью независимого советника выберите подходящие инструменты из представленных на российском и мировом рынках.

3. Определите, есть ли смысл минимизировать временные затраты на приобретение всех выбранных финансовых инструментов и посетить офис супермаркета, чтобы в нем все сразу оформить.

4. Уточните размеры скидок и надбавок при покупке и погашении паев ПИФов через супермаркет и сравните со скидками и надбавками в УК.

5. Уточните, есть ли в офисах отделение дружественного банка, через который можно совершать покупку финансовых продуктов.

Опубликовано:  2 января 2010
Просмотров:      2959
Автор:                Анна Акимова, Анатолий Смирнов

Оставьте комментарий:

Ваше имя: *
Сайт:
Электропочта:
Комментарий: *
* — обязательны для заполнения

Без комментариев!

К данному материалу не оставлено ни одного комментария. Если Вы это сделаете — будете первым.




Инфорассылка
Хотите узнать о том, как Вы можете зарабатывать в Интернете тысячи долларов ежемесячно?


Введите Ваши данные в форму и нажмите на кнопку «Да, хочу!»
Подробнее о рассылке


Обновления на сайте












Никита Королев и Анатолий Белоусов,
Группа проектов «Киберсант-Медиа»
Издательство Инфо-ДВД Все права защищены, © 2008—2019

Смотрите также: наши контакты,
ответы на вопросы, форум и другие проекты.

Позвоните нам: или оставьте заявку на обратный звонок.
Подпишитесь на миникурс:
Читайте RSS канал —