Введение
Издательство Инфо-ДВД
Внутри Инфо-ДВД
Карьера в Инфо-ДВД



«Управление богатством»

Private banking,частное банковскоеобслуживание -уже не новость в России.Персональный менеджер банкане только ведет инвестиционныедела клиента, но нередкопринимает участие и в его личныхделах — от правовой поддержкидо заказа личного самолетаи билетов в Grand Opera

История private banking в России началась с появления первых крупных состояний в 1990-х годах. Услуга, которая в развитых странах существует уже более двух столетий, россиянам доступна лишь последние лет двадцать. Отечественный private banking еще на стадии формирования, но все больше банков предлагают своим российским клиентам такое обслуживание. Среди них зарубежные гиганты (к примеру, HSBC, Barclays, Credit Swiss) и российские крупные банки (в числе первых был «УРАЛСИБ | Банк 121», а потом и ВТБ 24, Банк Москвы, Газпромбанк, МДМ-банк и другие). В нашей стране, особенно в столице, живет немало потенциальных потребителей этой услуги. На сегодня клиентов пока более или менее хватает на всех. Посмотрим, какой сервис им предлагается.

КРУТЫЕ ПОРОГИ

В России порог входа в «круг избранных» весьма вариативен – начиная с сумм меньших, чем 1,5 млн руб., до 1 млн у.е. и выше. Единого стандарта не существует. Чтобы стать клиентом Citigold Citibank, достаточно разместить от 1,3 млн. руб. на текущий, сберегательный или инвестиционный счет. Впрочем, можно утверждать, что данная программа – не вполне private banking в классическом, западном понимании, а просто спецпредложение для клиентов с капиталом выше среднего. Сумма в миллион рублей вряд ли удовлетворит определению «управление богатством» – wealth management, которое нередко присоединяют к понятию private banking (PBWM). «Входные билеты» банков «УРАЛСИБ | Банк 121» и HSCB – от $1 млн – уже гораздо больше увязываются с традиционным представлением о состоятельном клиенте. В среднем же российский клиент private banking, с учетом более низких входных порогов в регионах, приносит финансистам около $500 тыс., что сравнимо с условиями на Западе.

На что же может рассчитывать миллионер, рублевый или долларовый, разместивший сбережения в банке? Private banking включает финансовые и нефинансовые услуги.

ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ, КАК ПРАВИЛО, ВКЛЮЧАЮТ:

  • Банковские депозиты и счета (по депозитам обычно предлагаются более высокие ставки и индивидуальные условия).
  • Открытие брокерского счета в России и за рубежом для самостоятельной работы с ценными бумагами.
  • Доверительное управление капиталом (чаще всего на российском рынке).
  • Инвестиции в паевые фонды (в России и за рубежом).
  • Структурированные ноты.
  • Инвестиции в драгметаллы (приобретение слитков, монет, открытие обезличенных мет. счетов и др.).
  • Альтернативные инвестиции (хедж-фонды, формирование винных коллекций, вложения в произведения искусства и др.).
  • Кредитование на особых условиях (например, без залога или с меньшим количеством поручителей).
  • Программы страхования имущества, жизни и здоровья, ответственности.
  • Помощь в создании трастов и семейных фондов для защиты капитала и др.

В одном банке вам предложат практически полный набор перечисленных услуг, а в другом – лишь некоторые. Отчасти это связано с минимальной суммой вложения. Относительно скромный инвестиционный порог предполагает стандартный пакет минимально персонализированных, то есть не скроенных под конкретного клиента услуг: текущие и сберегательные счета, приобретение инвестфондов нескольких российских и зарубежных УК, структурированные ноты, несколько программ страхования жизни и здоровья и кредитные продукты. В серьезных финансовых институтах доступен гораздо более широкий выбор: и вложения в хедж-фонды, и арт-инвестиции (включая помощь с эспертизой, страхованием или хранением предметов искусства) и трасты/семейные фонды.

НЕФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ, КАК ПРАВИЛО, ВКЛЮЧАЮТ:

  • Юридическое обслуживание: представительство в суде, услуги адвоката, судебную экспертизу, помощь в составлении договоров, регистрации прав на имущество, наследственных и брачных делах, юридическое сопровождение бизнеса и многое другое.
  • Налоговое консультирование, помощь в подготовке деклараций.
  • Услуги lifestyle, включающие помощь в подборе и приобретении недвижимости за рубежом, антиквариата, живописи и других коллекций, предоставление справочной информации, помощь в организации досуга, обучении детей, организации мероприятий, шопинг-консалтинг.
  • Приглашения на частные закрытые семинары, выставки, презентации и встречи, посвященные финансовым продуктам, ситуации на финансовых рынках, искусству, моде, новым коллекциям украшений.
  • Скидки и бесплатные услуги: трансферы и пользование VIP-залами аэропортов, скидки в магазинах, турфирмах, ювелирных салонах, курсах иностранного языка, салонах красоты и многое другое.

Надо сказать, что правовая поддержка и налоговый консалтинг обычно предоставляются компаниями-партнерами, а не самим банком. Эти услуги не бесплатны, хотя по ним может действовать специальное предложение для состоятельных клиентов. Однако клиенты private banking как правило не используют весь спектр услуг, предпочитая только финансовые. Возможно, это связано с тем, что в России еще не очень востребованы помощь в управлении не только личным, но и семейным капиталом и передаче его следующим поколениям. Однако через несколько лет спрос на такие услуги возрастет. Поясним, что траст – это сложный инструмент, позволяющий защитить имущество и при этом передать его во владение и управление некоему лицу, которое будет управлять им в интересах третьего лица – выгодоприобретателя (бенефициара). Семейный фонд во многом похож на траст, он учреждается в Лихтенштейне и имеет ряд своих особенностей.

От зарубежного private banking российский отличается, пожалуй, только более узкой линейкой, особенно в части инвестиционных инструментов и доверительного управления. За границей клиенты PB могут инвестировать практически в любой класс активов на любом рынке мира. У нас же до недавнего времени банки в основном предлагали доверительное управление на российском рынке. Хотя сейчас ситуация меняется.

ГЕОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ

К началу ХХ века лидерами в области услуг private banking стали три державы:

ЩВЕЙЦАРИЯ

Ее нейтральный статус (неучастие в военных конфликтах) делал ее привлекательной для желающих сохранить капиталы и ценности. Гарантии конфиденциальности, подкрепленные местным законодательством, и стабильность франка также способствовали формированию репутации «страны банкиров».

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Основой частного банкинга здесь стали нотариальные и адвокатские конторы, выработавшие в рамках английского права эффективные механизмы наследования капиталов, создания трастов и передачи имущества в доверительное управление.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ

Конкурентным преимуществом американских банков, возникших на рубеже XIX–ХХ веков и развивавшихся бок о бок с брокерскими конторами и инвестбанками, стали финансовые инновации, увеличивающие прибыль от вложений в фондовый рынок.

Доверяй, но проверяй

Допустим, банк предложил клиенту самый что ни на есть полный набор услуг в рамках private banking. Вроде ситуация идеальная – чего же еще желать? Однако не все так просто. Частное банковское обслуживание строится на такой тонкой психологической основе, как доверие клиента банку и персональному менеджеру. Ведь именно банк выбирает партнеров – управляющие компании, брокеров, юристов и другие организации. Человеку предлагается выбрать из того ассортимента, который сформировал сам банк, хотя никто не гарантирует, что данный перечень оптимальный. Может, поэтому клиенты private banking не всегда пользуются всем спектром услуг: они предпочитают выбирать партнеров самостоятельно.

Однако чтобы выбрать лучшую линейку финансовых и нефинансовых продуктов, необходимо провести гигантскую работу по изучению рынка и его участников, сравнить предложения лидеров и т. д. А в партнеры банка попадают удобные организации – с точки зрения заключения договоров или как-то аффилированные с банком. Поэтому клиент сомневается в эффективности и тщательности подбора партнеров со стороны банка.

Еще одна трудность – отсутствие широко доступной информации. Попробуйте зайти на сайт любого крупного банка и нажать на закладку «PB». Скорее всего откроется несколько страниц с общими описаниями, из которых непросто понять, что именно здесь предлагают в качестве услуг частного банковского обслуживания. Чтобы сравнить условия, придется посетить несколько банков, а потом сопоставлять добытые факты. Правда, для статусных клиентов, скажем, выгодная ставка по депозиту вовсе не главное. Они не станут составлять таблицы с предложениями конкурентов и сравнивать каждую цифру. Их больше интересует репутация и надежность банка, конфиденциальность и качество сервиса. Эту информацию они получают вовсе не из интернета, а в личном кругу общения, а также благодаря контактам с сотрудниками банка. Другой вопрос, всегда ли могут сотрудники обеспечить сервис (в частности информационный) на высшем уровне. Многие клиенты жалуются, что возможности велики, но никто не умеет их правильно подать. Проблема подготовки банковских кадров, в том числе и для сферы private banking, остается в России нерешенной…

Будущим поколениям

Нынче на рынке private banking в России наблюдается явная тенденция по переходу состоятельных клиентов из небольших банков и управляющих компаний в более надежные крупные, а также банки с государственной поддержкой. В будущем весь отечественный сектор PBWM постепенно приблизится к западным стандартам. На одного менеджера будет приходиться меньше клиентов: больше времени удастся уделить общению с каждым клиентом, анализу эффективности управления его средствами и составлению персональных информационных отчетов.

Линейка рrivate banking будет расширяться: появятся новые инвестиционные возможности и новые услуги по защите и сохранению капитала, а именно – по созданию и поддержанию трастов и семейных фондов, по управлению наследством. Потребуются менеджеры более высокой квалификации, а также отдельные специалисты, которые смогут регулярно проводить независимый анализ рынка и подбирать наиболее эффективных поставщиков финансовых и нефинансовых продуктов в рамках private banking.

Понадобится и внедрение передовых технологических решений и программ, позволяющих отслеживать динамику клиентского портфеля. Речь идет о системах хранения и защиты полной информации о клиенте, комплексного оперативного и максимально четкого и прозрачного анализа активов клиента, выявления его толерантности к риску, тестов для определения стиля общения с клиентом (скажем, любит ли он детали или предпочитает общий подход, любит ли схематичное представление данных в виде письменного отчета, либо отдает предпочтение разговору с персональным менеджером с глазу на глаз).

Все это позволит выйти на новый, более технологичный уровень обслуживания и снизить издержки. Значительные усовершенствования – внедрение нового программного обеспечения, повышение квалификации сотрудников – потребуют затрат. В сегодняшних непростых условиях это значит, что изменения на рынке услуг private banking возможны за счет слияний, поглощений, ухода с рынка одних игроков и прихода других. Вполне можно ожидать и абсолютно новых, малоизвестных игроков на рынке PB. Репутация банка теперь играет меньшую роль, чем до кризиса и до посягательств на незыблемость банковской тайны. Уже сейчас создаются новые структуры по управлению частным капиталом – частных банков, образованных внутри известных банков.

Автор – генеральный директор Консалтинговой компании «Персональный советник»

Опубликовано:  2 января 2010
Просмотров:      2862
Автор:                Наталья Смирнова

Оставьте комментарий:

Ваше имя: *
Сайт:
Электропочта:
Комментарий: *
* — обязательны для заполнения

Без комментариев!

К данному материалу не оставлено ни одного комментария. Если Вы это сделаете — будете первым.




Инфорассылка
Хотите узнать о том, как Вы можете зарабатывать в Интернете тысячи долларов ежемесячно?


Введите Ваши данные в форму и нажмите на кнопку «Да, хочу!»
Подробнее о рассылке


Обновления на сайте












Никита Королев и Анатолий Белоусов,
Группа проектов «Киберсант-Медиа»
Издательство Инфо-ДВД Все права защищены, © 2008—2019

Смотрите также: наши контакты,
ответы на вопросы, форум и другие проекты.

Позвоните нам: или оставьте заявку на обратный звонок.
Подпишитесь на миникурс:
Читайте RSS канал —