|
В денежных мешках государства проедены большие дыры. Иначе говоря, кризису в России уже больше года. И все это время мы слышим, что общемировые финансовые трудности могут открыть и открывают для бизнеса новые возможности. Что это: сладкая правда или защитная реакция? Поскольку кризис захватил абсолютно все сферы рынка, достаточно тяжело (или глупо) пытаться рассказать обо всех проблемах. Давайте рассмотрим картину на примере инвестирования в start-up проекты Рунета. Венчурный бизнес - это, казалось бы, первая область, которая должна нести потери: деньги требуют вложений. При этом денег, собственно, нет, а российский интернет, несмотря на свою достаточно длительную историю, только начинает развиваться, - соответственно, и взаимодействовать с ним сложно. Да и нужно ли? Но оказывается, что на интернет-рынке все с точностью до наоборот.
Экономический кризис превратил виртуальную реальность в своего рода альтернативу бесценной на рубеже тысячелетий нефти: ежегодный прирост интернет-рынка с недавних пор составляет 30%! К сравнению: рост страхового рынка России в 2008-2009 годах - примерно 25-30% в год. Зыбкая виртуальная сфера рынка делает целые состояния на чистом креативе и безо всяких трубопроводов.
Только специально созданное подразделение Google Ventures потратит до конца 2009 года около $100 млн на скупку перспективных проектов-новичков. Именно в эту инновационную сферу рынка наиболее вкладывают деньги. К тому же, в последнее время растут социальные сети: их баннерная проводимость по эффективности может соперничать с телевизионной рекламой – лучшие вирусные ролики завладевают вниманием человечества быстрее, чем экранные бренды.
С чего начинается start-up?
Виртуальный бизнес начинается со start-up\'ов – начала всех начал, особенно в интернете. Чтобы открыть свое дело, нужны инвестиции: start-up - это взаимодействие людей с идеями и людей с деньгами. А в интернет деньги вкладываются, несмотря на кризис. Бум start-up\'еров начался именно с роста цен на нефть: появились деньги, появилась возможность инвестировать. Вторая же волна поднялась после того, как цены на нефть упали: многие потеряли работу и вынуждены были что-то делать - открывать свое дело. Так считает интернет-эксперт Антон Меркуров. А для открытия своего дела нужна действительно хорошая идея: с кризисом бизнес-планы стали читать внимательнее…
Сейчас хорошее время: будет появляться большое количество продуктов-start-up\'ов. Это началось года два-три назад и будет продолжаться года два-три. Будут создаваться серьезные продукты мирового уровня. Start-up\'ам в России непросто. Общая почва: налоговое, инвестиционное, трудовое законодательства – все не на идеальном уровне. С одной стороны, это плохо, но с другой - хорошо. Много препятствий на начальном этапе делают start-up\'ы более конкурентно устойчивыми – считает советник фонда Almaz Capital Partners Сергей Белоусов.
Государство, которое пытается контролировать, регулировать, рынки, пока не может контролировать интернет. В этом уверен главный редактор издания K2KNews и инвестор Бадри Гобечия. По его мнению, государство должно создавать инфраструктуру для того, чтобы все могло ехать, а проблема России заключается в том, что у нас нет инфраструктуры для бизнеса, в том числе и для интернетного. Подобный бизнес для новичков, как и любой другой в России, развивается по схеме: вход – рубль, выход – два. А Рунет вообще рассматривается отдельно от мировой сети, все start-up\'ы в её отечественном сегменте, следовательно, рассчитаны только на нашу страну.
Расхожий миф о том, что созданием start-up\'ов может заниматься только молодежь, не оправдывает себя. Да, американцы подсчитали, что оптимальный возраст с позиции start-up\'ов, которые выстрелили, - 40 лет. Среднему же start-up\'еру в России 18-20 лет. Но только потому, что этот возраст - самый инициативный.
Нужно продумать идею, клиентуру, способ донесения продукта до этой клиентуры и способ получения от нее денег. Если ты эти вещи продумал, это start-up. А вот их реализация – техническая, маркетинговая и все прочее, собственно говоря, для этого инвесторы и нужны… – поделился своими соображениями Гобечия. И вместе с Антоном Меркуровым и Александром Плющевым создал Международный форум Интернет-проектов и инвесторов Эльба, целью которого было облегчить участь российских start-up\'еров.
Как настоящие интернетчики…
Во время самого Форума эксперты объясняли, что такое start-up, с чем нужно прийти к потенциальному вкладчику, как продумать технологию получения и зарабатывания денег, чтобы начать сотрудничество с инвестором. И потому, как образ настоящего российского интернетчика не отделим от пива и минералки, именно Балтика и Архыз выступили партнерами конференции. Управляющий партнер венчурного фонда Almaz Capital Partnes Александр Галицкий, основатель CEO Parallels Сергей Белоусов, бизнес-ангел Павел Черкашин, директор венчурного фонда Intel Capital Игорь Табер, представитель компании Финам Любовь Симонова-Емельянова и многие другие стали теми самыми ангелами, с которыми мог связаться любой start-up\'ер – их, кстати говоря, тоже было немало.
Конференция очень полезна. Я слышу действительно важную и нужную информацию, которая поможет развитию своего дела. К тому же, здесь есть на кого посмотреть, можно даже найти инвестора и предложить свои идеи - они все выслушивают, если твой проект не подходит данному фонду, советуют какой-то другой. Все участники очень открыты…, - заявил корреспонденту K2KNews один из участников - представитель проекта Novoebenevo.ru Илья Субботин.
Я уже нашел, с кем поговорить, кому интересна новая тематика, которую я могу предложить. У меня есть проект, предлагающий по-другому формировать жидкокристаллические индикаторы, и этот способ дешевле ныне принятых на 30-40%. К сожалению, в России ничего подобного сейчас не производится. Это тема для зарубежья – хочу про это поговорить с Белоусовым – может, удастся привлечь его внимание (прим.- Parallels – компания, специализирующаяся на разработке программного обеспечения для виртуализации и автоматизации). Но здесь я для того, чтобы послушать, посмотреть, разузнать обстановку. И может, найти соучастников. Кое-какая информация на таком форуме и мне полезна: Аскар Туганбаев говорил о моей теме – о трехмерных дисплеях – на данный момент очень интересная развивающаяся тематика. У меня один из патентов (всего их 14) как раз по трехмерным дисплеям. Я взял его координаты – получится, может, в его программу включиться, хотя она и на начальной стадии. А на Западе тем временем в 2013 году планируется выпускать их около 37 млн штук. Не знаю, к чему это приведет, - уверен частный ученый Валентин Цветков.
Наш проект о здоровом образе жизни не был в списках номинантов, согласитесь, немного не тот формат. Но опять же, он очень удобен и полезен, а тут, в конце концов, партнеров найти можно. Российские клиники, врачи только делают деньги. Каждый кричит, что сложную операцию, к примеру, проводят впервые именно в России и т.д., но все же понимают, что это не так. А я здесь для того, чтобы узнать, какая ситуация сейчас на интернет-рынке, у нас сайт: консультации, поиски клиник, статьи о здоровье - необходимая информация для пациентов, специалистов, - поделился начальник отделения хирургической и интервенционной аритмологии, кандидат медицинских наук Максим Диденко, представитель от проекта cardioschool.ru.
Инвестирование в интернет, некое венчурное инвестирование – всегда рисковое. Люди, которые идут на вкладывание денег в рисковые венчурные проекты всегда понимают, что даже если проект не принес денег, не факт, что он будет со своего потенциального объекта вложений требовать возмещения по поводу того, что деньги не отбились. Специфика в этом и состоит: надо осознавать это - отрабатывать механизм страховок или гарантий. А с точки зрения права, здесь нет никакой экзотики. Сейчас проблема ответственности сервис-провайдеров, держателей хостов. Кто отвечает за контент, на какой стадии? Кто за что и в какой степени? Наше законодательство не адаптировано к этим вопросам: какая ответственность наступает? Сейчас масса вещей притянута за уши. Может, надо на эту тему подумать? - предложила доцент Академии правосудия при Верховном суде РФ и Высшем арбитражном суде РФ Марина Карелина.
Найти интересный проект, найти инвесторов…- оказалось, это не просто слова. К примеру, проект Мое дело нашел своего инвестора в лице Бадри Гобечии, сам Гобечия заключил две сделки - и многие другие участники начали переговоры о сотрудничестве. Потому что проект с хорошей концепцией интересен на любой стадии. Директор фонда Intel Capital Игорь Табер, к примеру, берется за любые любопытные проекты: Мы инвестируем на любой стадии, начиная с зарождения до крупной. Минимум и максимум. Мы инвестируем на условиях сash in : как и любой венчурный инвестор, мы предпочитаем, чтобы те инвестиции, которые мы делаем, шли на пользу компании. Обычно на ранних стадиях проекта, когда компании нужно много времени для развития – это не время для основателя компании. Их инвестиции не монетизируют – для этого нужно чуть больше - подождать, когда компания вырастет. Более интересны проекты во всех секторах IT: от data-центра до интернет-сектора, до consumer\'ских проектов . Тяжело выбрать какую-то одну область. Все секторы в России для нас привлекательны.
А бизнес-ангел Павел Черкашин поможет тем, кто только-только что-то задумал: Мне интересны проекты на ранней стадии, которые лишь сформировались с точки зрения концепции – имеют первую версию прототипа или вообще ничего за собой, кроме сильной команды и идеи. Можно помочь таким проектам небольшими деньгами, советом, рекомендацией, отправить к более крупным инвесторам: многие из них превращаются в крупные компании. Мне интересны идеи, которые могут продвинуть нас как население планеты с точки зрения эволюции - систем поиска информации, маркетинга и поиска покупателей, что-то, что имеет большой потенциал.
Очевидно, что инвестирование в интернет-проекты – не только эффективно, но еще и в действительности распространено. Те, кто приехали на Форум, уже нашли деньги для своего проекта, а вы?
Опубликовано: 04 февраля 2010
Просмотров: 20895
Автор: Динара Сетдикова
|
|