|
На сегодняшний день имеется довольно богатый инструментарий анализа инвестиционных проектов. Существует множество программных продуктов реализующих эти методы. Но самым первоначальным этапом реализации проекта является даже не его оценка, а анализ самого субъекта, представляющего проект, достоверности сведений последнего. Данный вопрос является наименее формализованным и решается иногда подходом, в основе которого лежит интуитивная составляющая. Целью данной публикации является представление некоторых источников, которыми может воспользоваться инвестор для того, чтобы ответить на вопросы – кто представляет проект; где и какой объем информации (какие сведения) можно собрать об участниках, объектах проекта, по возможности, не вступая с участниками в прямой контакт? Данный материал также будет полезен при наведении справок о поставщиках, покупателях, иных контрагентах компании. Всякое изучение субъекта инвестиционного проекта можно подразделить на два больших блока. Первый – наведение справок, сбор информационных материалов по организациям (компаниям, фирмам), которые имеют статус юридического лица в соответствие с ГК РФ. Основными поставщиками информации по юридическим лицам здесь являются: налоговые органы; Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; базы данных информационных агентств СКРИН, AK&M и Интернет ресурсы субъектов-эмитентов; держатель реестра; бюро кредитных историй; регистрационная служба; государственный земельный кадастр; государственный градостроительный кадастр; банки данных Роспатента; таможенные органы. Второй – наведение справок по физическим лицам, фамилии которых имеют отношение к рассматриваемому инвестиционному проекту. К таковым следует отнести руководящий состав компаний, и их контрагентов, а также возможных контрагентов. В настоящее время учет физических лиц в Российской Федерации осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на основе регистрации и постановки на учет населения в следующем порядке: регистрация органами внутренних дел и органами местного самоуправления населения по месту жительства и пребывания; постановка налоговыми органами налогоплательщиков на учет; регистрация территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованных лиц в системе обязательного государственного пенсионного страхования; регистрация органами Фонда социального страхования Российской Федерации населения, нуждающегося в социальной защите и состоящего на учете в органах занятости, а также населения, застрахованного в системе обязательного социального страхования, включая страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; регистрация территориальными фондами обязательного медицинского страхования населения в системе обязательного медицинского страхования; воинский учет территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации призывных и мобилизационных людских ресурсов; регистрация муниципальными образованиями, воинскими частями, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями избирателей. Помимо упомянутых источников существуют и иные: органы статистики, бюро технической инвентаризации и др. В материале настоящей статьи будут рассмотрены лишь некоторые, в силу ограничений ее объема. Отметим, что работа с большинством источников происходит также по запросам. Значительную часть информации при формировании информационной базы по инвестиционному проекту могут составить данные местной прессы, финансово-аналитических изданий. Их значимость можно определить до 50%. 1. Налоговые органы Введение в действие ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является еще одним, последовательным этапом в переходе к прозрачности российского бизнеса. Единый государственный реестр юридических лиц, который ведут налоговые органы содержит общедоступные данные о ключевых положениях структуры всякого юридического лица. Его сведения должны представляться всем желающим в виде выписок. Кроме этого, каждый желающий может получить заверенные налоговым органом учредительные документы, по запрашиваемой организации, которые будут нести такую же значимость как и их оригиналы. Отметим, что сведений об акционерах здесь получить не удастся (каким образом это сделать – в разделе об информации, которая предоставляется регистратором). В выписках налоговые органы не перечисляют участников, а указывают регистратора, который осуществляет ведение реестра владельцев ценных бумаг данного общества. Или, если реестр ведет сам эмитент - его наименование. Документы представляться по цене выписок - 200 руб. (п.24 Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 438). Выписка, в соответствие с законом, должна содержать следующие данные: - наименование юридического лица;
- организационно-правовая форма;
- адрес (место нахождения);
- способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
- сведения об учредителях (участниках) юридического лица, а также сведения о держателях реестров акционеров акционерных обществ;
- наименование и реквизиты документов, представленных при государственной регистрации юридического лица;
- сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
- сведения о внесении изменений;
- сведения о прекращении деятельности юридического лица (способ прекращения деятельности юридического лица, дата принятия решения о прекращении деятельности, наименование органа, принявшего решение о прекращении деятельности юридического лица);
- размер уставного капитала;
- сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (фамилия, имя, отчество, должность, реквизиты документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, ИНН (при наличии));
- сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;
- сведения о филиалах и представительствах юридического лица;
- идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;
- коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
- номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации; в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации; в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;
- сведения о банковских счетах юридического лица.
- Сведения о регистрации: ОГРН, государственный регистрационный номер записи, дата внесения записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридического лица, прекращении унитарного предприятия, изменений, вносимых в учредительные документы, а также изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре, серия и номер документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр, наименование регистрирующего органа, регистрационный номер.
Срок предоставления информации по запросам 5 дней. При оплате в двойном размере необходимые документы можно получить, с учетом регламента налоговых органов на следующий день. Существует также возможность приобретения у налоговых органов электронные версии ЕГРЮЛ. Покупка базы обойдется в 50 тыс. руб. (каждое обновление - 5 тыс. руб.), а сетевое подключение - 150 тыс. руб. в год за одно рабочее место (п.24 Постановления N 438). Кроме этого, на сайте налоговой службы http://valaam.rmt.ru/mns/index.php инвестор может проверить существование компании по ИНН и ОГРН по базе данных Сведения о юридических лицах, внесенных в единый государственный реестр юридических лиц. Периодически налоговые органы предоставляют информацию о лицах имеющих крупную задолженность перед бюджетам по недоимкам, пеням, штрафам (например www.nalog.ru/stats/03_1998n/obl_n_9.html). 2. Главное паспортно-визовое управление МВД На практике можно столкнутся с ситуацией, когда фирмой по документам управляют одни люди, а на самом деле – совсем другие. Назначенный же руководитель не имеет к фирме никакого отношения. Учредители также могут быть подставными лицами, а их личные данные – взяты из утерянных паспортов. Для того, чтобы избежать последствий ведения проектов с подобными лицами, паспортные данные учредителей и директора фирмы можно проверить на сайте Главного паспортно-визового управления МВД, находящемся по адресу в Интернет: http://www.gpvu.ru/. Тот факт, что учредителем компании является человек, чей паспорт утерян или украден, должен насторожить инвестора. 3. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства При изучении субъектов проекта очень важным вопросом является их положение на рынке относительно конкурирующих компаний. Существование доминирующего положения налагает свои отпечатки как на методы взаимодействия с субъектом, так и на характер ведения процесса инвестирования в целом. Если инвестиционный проект связан с выходом на новые рынки, то для инвестора весьма полезной может оказаться информация об уже существующих на них доминирующих компаниях (с последующей оценкой их оборотов, методами руководства, квалификацией менеджмента, шириной ассортимента продукции). Возможность изучения «доминирующих» определена Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 № 154 О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. Данный документ устанавливает правила формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке долю более 35 процентов, создаваемого с целью подготовки информационной базы данных о таких хозяйствующих субъектах для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства. Узнать о положении «тяжеловесов» возможно на сайте Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его предыдущая редакция на www.maprf.ru/ru/cp_on_commodity_market/reestr_hoz_subjectov/ содержит соответствующие данные. Новый сайт Министерства - www.fas.gov.ru поможет инвестору связаться с территориальными представительствами, где можно провести запросы на предмет наиболее свежей информации. 4. Базы данных информационных агентств СКРИН, AK&M и Интернет ресурсы субъектов-эмитентов; Если исследуемое юридическое лицо является эмитентом ценных бумаг, массу информации по его деятельности можно получить через информационные агентства. Большая часть этой информации абсолютно бесплатна. Примером таких информационных систем являются СКРИН (www.skrin.ru/issuers/) и Агентство AK&M (http://www.disclosure.ru/rus/default/index.shtml). На момент составления материалов настоящей статьи объем информации от СКРИН (которую декларирует агентство), с бесплатным доступом составляет 832 532 предприятий. AK&M может представить данные по 97 тыс. предприятиям. В состав представляемой агентствами информации по компаниям входят следующие данные: наименование; адрес; дата регистрации; контактные телефоны; web-сайт эмитента; фамилия, имя, отчество руководителя; отрасль в которой работает компания; перечень бирж на которых котируются ценные бумаги; общая сумма размещенных акций; котировки ценных бумаг по предприятию; основные акционеры; доля основных акционеров в уставном капитале компании; основные финансовые показатели компании; данные отчетности за предыдущие несколько лет. Кроме этого, пользователем могут быть получены данные о показателях на открытие/закрытие торгов, анкета ценной бумаги, информация о капитализации, а также множество другой информации. На сегодняшний день эмитенты ценных бумаг являются, пожалуй, наиболее открытыми субъектами рынка. Они обязаны публиковать свои внутренние документы на сайте в Интернете в том числе: тексты уставов и изменений к ним, положений и кодексов корпоративного поведения, данные о совершении обществом крупных сделок, а также сделок с заинтересованностью ценой более 5 процентов активов, сведения о получении разрешения на размещение ценных бумаг за пределами России, о применении стандартов МСФО, о существенных ошибках в финансовой (бухгалтерской) отчетности, информация о предъявленных исках, удовлетворение которых может повлиять на их финансовое положение. 5. Держатель реестра На практике возможна ситуация, когда отсутствует информация о владельцах, а также количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг компании. Получение такой информации в определенных случаях необходимо для принятия соответствующих стратегических решений. Разрешение данной проблемы возможно, но связано с определенными издержками. В соответствие с абз.5 ч.11 п.3 ст.8 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ О рынке ценных бумаг держатель реестра владельцев ценных бумаг обязан предоставлять зарегистрированным в системе ведения реестра владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более 1% голосующих акций эмитента, данные из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев количестве, категории номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг. Отметим, что лица, владеющие не менее чем 1% голосующих акций имеют право знакомиться со списком акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (абз.1 п.4 ст.51 Закона N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Речь идет о праве не только акционеров, но и лиц, зарегистрированных в реестре, т.е. о праве и акционеров, и номинальных держателей акций. 6. Бюро кредитных историй Данное образование является довольно новой формой, и, соответственно новым источником. В соответствие с ФЗ от 30.12.2004 N 218-ФЗ «О кредитных историях» бюро не только получает информацию от банков об их заемщиках, но и проверяет ее через государственные органы. Кроме того, бюро имеют право сообщать сведения о заемщиках третьим лицам - пользователям кредитных историй. К таковым Закон о кредитных историях относит юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получивших письменное согласие заемщика. Таким образом, инвестор может получить сведения о потенциальном заемщике из бюро, но только с согласия субъекта кредитной истории. Согласие на получение информации, данное заемщиком, действует один месяц со дня его оформления. 7. Регистрационная служба Если одной из важнейших составляющих инвестиционного проекта является недвижимость, то информация по данным объектам может быть получена в службе Росрегистрации. Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Росрегистрация подведомственна Минюсту России. Инструкция, утвержденная 18 сентября Приказом Минюста России N 226 для Росрегистрации регламентирует порядок выдачи этим органами некоторых документов. В то же время применяться эта Инструкция будет при взаимоотношениях с теми, кто обращается за информацией. Факт регистрации прав на недвижимое имущество отражается в Едином государственном реестре прав. По выписке из данной базы можно узнать о владельце недвижимости, назначении, площади, ограничениях и притязаниях. Здесь будут отражены данные об арестах, залоге и т.п., наложенных на ту собственность по которой проводится запрос. Согласно Инструкции, такая выписка выдается любому заинтересованному лицу (как юридическому, так и физическому) на основании соответствующего запроса. При этом если в запросе содержится просьба о выдаче информации по нескольким объектам недвижимости, то выписка выдается отдельно по каждому объекту. По желанию обратившегося выписка может быть вручена ему лично или направлена по почте. Причем срок на подготовку выписки составляет всего пять рабочих дней с даты получения запроса. Стоимость соответствующей информации определяется Постановлением Правительства РФ от 14.12.2004 N 773 Об утверждении правил осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме. Для физических лиц она определяется 100 рублей; для юридических лиц - 300 рублей. Размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс, а также за выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок с предприятием как имущественным комплексом, совершенных в простой письменной форме, составляет 600 рублей. 8. Государственный земельный кадастр При работе с земельными ресурсами, инвестор может использовать банк данных земельного кадастра. В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ О государственном земельном кадастре (далее - Закон) сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. В соответствии с п.5 ст.8 Закона порядок предоставления сведений государственного земельного кадастра определяется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 918 утверждены Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра (далее - Правила). Согласно п.4 Правил лицо, заинтересованное в получении сведений государственного земельного кадастра, подает в соответствующий орган письменное заявление с указанием своих реквизитов, объемов и характера запрашиваемых сведений, формы предоставления и способа доставки. Согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 918 максимальная плата за предоставление сведений из государственного земельного кадастра об определенном земельном участке составляет 100 руб. Сведения государственного земельного кадастра предоставляются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами. Для получения сведений об определенном земельном участке в заявлении указывается кадастровый номер этого участка, а при его отсутствии приводится описание местоположения (адресный ориентир) земельного участка. Сведения государственного земельного кадастра предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, а в предусмотренных законом случаях - в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов. Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, изготавливаются в форме кадастрового плана этого земельного участка. Выписка имеет помимо общих сведений, план границ земельного участка сведения о частях и обременениях. 9. Государственный градостроительный кадастр При осуществлении инвестиций в отрасли строительства и инфраструктуры могут быть использованы сведения Государственного градостроительного кадастра - государственной информационной системы сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости (ст. 54 Градостроительный Кодекс Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ). Государственный градостроительный кадастр включает в себя: топографо-геодезические и картографические материалы; сведения об экологическом, инженерно-геологическом, о сейсмическом, гидрологическом состоянии территорий; сведения об объектах инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и о благоустройстве территорий; сведения о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке; сведения о зонировании территорий и о градостроительных регламентах территориальных зон. Сведения государственного градостроительного кадастра, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, являются общедоступными и предоставляются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации в области информационных процессов, информатизации и защиты информации. Вред, причиненный предоставлением недостоверных сведений государственного градостроительного кадастра, возмещается владельцем соответствующих информационных ресурсов. 10. Банки данных Роспатента Если ключевой позицией инвестиций является изобретение, патент, то инвестор может воспользоваться банком данных Роспатента. При регистрации каждого изобретения указывается регистрационный номер изобретения, присвоенный ему Роспатентом (далее - номер регистрации), являющийся также номером соответствующего патента, и вносятся следующие сведения с указанием даты их внесения (даты регистрации изобретения), являющейся также датой выдачи патента: наименование федерального органа исполнительной власти, принявшего решение о выдаче патента (только для секретных изобретений); регистрационный номер заявки на выдачу патента; дата подачи заявки на выдачу патента; дата приоритета изобретения; название изобретения; сведения о патентообладателе: фамилия, имя, отчество (полностью), наименование юридического лица, его (их) местожительство, местонахождение. Если патент выдан на имя Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, дополнительно указывается наименование государственного заказчика, выступающего от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации; фамилия, имя, отчество автора, код страны его местожительства; адрес для переписки с патентообладателем или его представителем; дополнительные сведения (в частности, сведения о наличии заявления об уступке патента, сведения о наличии представителя патентообладателя, сведения о государственном заказчике, если изобретение создано при выполнении работ по государственному контракту); дата регистрации изобретения (дата выдачи патента); дата публикации сведений о выдаче патента и номер официального бюллетеня Роспатента (кроме секретных изобретений). С перечнем баз данных можно ознакомиться на сайте www.fips.ru/russite/default.htm. Доступ к большей части из них бесплатен. 11. Таможенные органы При существовании в инвестиционном проекте операций связанных с внешнеэкономической деятельностью инвестор может воспользоваться сведениями из таможенных органов. Нормативная база для получения таких сведений - ст. 425 Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ и Приказ ФТС РФ от 18.10.2004 N 160 О типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах. Информационные ресурсы здесь представляют документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций. В соответствие с п. 15.1.2. Приказа ФТС РФ от 18.10.2004 N 160 основными формами использования документов архива являются в том числе исполнение запросов граждан и организаций социально-правового характера. Характер информации которую возможно получить из данного источника основывается на содержимом форм, которые обрабатывают таможенные органы при работе с субъектами хозяйственных отношений. В заключении отметим, что при предпроектном анализе основная составляющая качественной работы заключается в умении сопоставлять полученные данные из различных источников на предмет их содержания, характера, постоянности публикаций, групп авторов. В случае если перед инвестором стоит задача обработки больших массивов данных из перечисленных в данной статье источников (по значительному числу компаний), наиболее приемлемыми инструментами остаются кластерный анализ и нейросетевые методы, позволяющие выделить группы с нужными характеристиками и показателями (числовыми и текстовыми).
Опубликовано: 14 марта 2010
Просмотров: 4692
Автор: Бодягин Евгений Викторович
|
|