|
Несмотря на финансовый кризис ипрактически полное прекращение операций нафондовом рынке, наиболее оптимистичнонастроенные инвесторы все еще продолжают своипопытки найти в России предприятияпривлекательные для вложения капитала. Какправило, такие инвесторы, а их осталось не так ужмного, руководствуются простым соображением:“Кризисы приходят и уходят, а жизньпродолжается”. Встречаются даже такие, которые вотличие от подавляющего большинства инвесторов,окончательно утративших доверие к российскимвластям, считают происшедшие переменыпозитивными. Их энтузиазм основывается нанадежде, что новое правительство действительноперейдет от слов о поддержке национальнойпромышленности к реальным действиям, и,соответственно, вложения в промышленныепредприятия сегодня смогут принести хорошуюприбыль в будущем. Впрочем, даже самые большиепессимисты, уверены в том, что странарасполагающая богатейшими природными ресурсами,талантливым и высокообразованным населением, атакже огромным рынком, не может не иметьбудущего. Однако, все, с кем мне доводилосьобщаться, сходятся в одном: из двух хорошоизвестных российских проблем, одна уже успешнорешается, - дороги строятся, а вот со второй, намявно не везет, и люди, находящиеся у руля дают намне мало поводов в этом убедится. В надежде, чтооднажды и эта проблема благополучно разрешится,мы все-таки считаем, что задача подготовкипредприятий к привлечению инвестиций, все-таки,продолжает быть актуальной. Существует множество проблем,возникающих в процессе взаимодействияпредприятия с потенциальными инвесторами.Наиболее распространенные из них: неспособностьруководства сформулировать стратегию развитияпредприятия, разработать обоснованныйбизнес-план, представить конкретное финансовоепредложение. Однако представим себе, что все этипроблемы решены. Самостоятельно или при помощиконсультантов определена стратегия, разработанзамечательный бизнес-план и сформулированореалистичное финансовое предложение, котороезаинтересовало потенциальных инвесторов.Представители инвесторов приезжают напредприятие в сопровождении группыспециалистов, включая: аудиторов, юристов итехнологов и бизнес - аналитиков для того, чтобыознакомиться с предприятием на месте. Данныйэтап называют проверкой должнойдобросовестности (Due Diligence).Прежде, чем принятьинвестиционное решение, любой профессиональныйинвестор должен: - проверить достоверность, представленной финансовой и иной информации;
- найти подтверждение предположениям, заложенным в бизнес-плане;
- убедиться в правильности оформления всех необходимых документов, в том числе на предмет их соответствия действующему законодательству;
- убедиться в том, что руководители компании являются теми людьми, которые способны реализовать стратегию и обеспечить достижение поставленных целей.
К сожалению, в процессе проведенияпроверки должной добросовестности, инвесторысталкиваются с многочисленными проблемами. Вбольшинстве случаев эти проблемы не являютсяследствием желания руководителей предприятияскрыть или исказить информацию. Как правило,причины значительно проще: низкая эффективностьпроцедур сбора, учета и хранения информации илиотсутствие элементарного порядка в документахпредприятия. Не секрет, что для многих российскихпредприятий, задача представления информации обобъеме продаж того или иного вида продукции, еесебестоимости и структуре затрат являетсянепреодолимой проблемой. Более того, дажеимеющаяся на предприятии информация зачастуюнаходится в не систематизированном иразрозненном виде. В то же время, наличиеполноценной и корректной информации одеятельности предприятия является необходимым иисключительно важным условием для обеспеченияэффективного управления. Следует такжепринимать во внимание, что после того какинвесторы приобрели акции предприятия, онидолжны иметь возможность на регулярной основеили по первому требованию получатьисчерпывающую информацию о результатахдеятельности предприятия и планах его развития. Вся необходимая информация должнанаходится в зоне досягаемости, как говориться:“на расстоянии протянутой руки”. Во-первых,способность предоставления информации вкратчайшие сроки сама по себе положительнохарактеризует управляющих предприятия, а такжеговорит об их открытости и готовности к честномуи конструктивному диалогу с инвесторами.Во-вторых, услуги по проверке должнойдобросовестности достаточно дорогостоящи. Дляпроведения работ обычно привлекаютсявысококвалифицированные специалисты, в томчисле иностранных аудиторских и юридическихфирм. Качество, доступность и полнота информациипоможет управляющим компании значительносократить время, а, следовательно, и стоимостьработ. Ниже приводится примерный составдокументов, которые должны быть подготовлены напредприятии и, в случае необходимости,немедленно предоставлены экспертам. Организационно - правовые документы: - Уставные и регистрационные документы с учетом изменений и дополнений;
- Реестр акционеров и информация об операциях с акциями эмитента и касательно дальнейших действий с акционерным капиталом;
- Информация об акциях дочерних и аффилированных компаниях.
Права собственности: - Перечни и описания объектов недвижимости, оборудования и другого имущества, а также документы подтверждающие стоимость, права собственности или распоряжения;
- Закладные или счета, касательно оборудования или материальных запасов (сырье, материалы, заготовки и готовая продукция);
- Перечень и документы, подтверждающие права владения или распоряжения, а также описание зарегистрированных патентов, торговых марок и промышленные образцов;
- Перечень и описание материальных запасов, имущества и складских запасов (тип, ед. измерения и место хранения).
Долговые обязательства: - Кредитные соглашения, обязательства (векселя), выпущенные или полученные компанией, гарантии (компании и персонала);
- Заявления (или другие документы) уведомляющие о невыполнении обязательств;
- Устные договоренности касательно дальнейших действий с активами.
Лицензии и разрешения: - Лицензии и разрешения местных, региональных и федеральных властей на размещение или ведение данного вида деятельности;
- Сертификаты и лицензии на соответствие требованиям здравоохранения и безопасности, а также на соответствие экологическим требованиям;
- Корреспонденция (переписка) с Государственными органами, контролирующими деятельность предприятия.
Контракты: - Лицензионные, патентные, агентские, дистрибьюторские, торговые и другие соглашения;
- Договора на поставки, на покупку/продажу активов, подряда, на оказание консультационных услуг и другие действующие соглашения;
- Соглашения о найме персонала.
Судебные и арбитражныеразбирательства: - Иски, возбужденные против компании и по инициативе компании;
- Корреспонденция (переписка) касательно указанных исков;
- Судебные документы;
- Документы о лишении (потере) прав;
- Инкассовые поручения, полученные антидемпинговые письма;
- Документы, относящиеся к процедуре банкротства.
Финансы и налоги: - Отчеты о выплате местных, региональных и федеральных налогов;
- Корреспонденция касательно вопросов налогообложения;
- Уровень и порядок налогообложения;
- Финансовые отчеты за последние три года;
- Аудиторские отчеты и корреспонденция;
- Отчет об операциях по всем банковским счетам за 6 месяцев;
- Первичная финансовая информация (бухгалтерские книги и счета), включая информацию в автоматизированных системах бухгалтерского учета:
- План бухгалтерских счетов;
- Лист поставщиков и дилеров компании, с характеристикой кредиторских и дебиторских задолженностей, а также отсроченных платежей;
Ценные бумаги: - Разрешения на выпуск ценных бумаг и их регистрацию;
- Регистрационные документы, информация о размещении, документы проспекты эмиссии;
- Переписка с Федеральной Комиссией по Ценным Бумагам.
Общие вопросы: - Предоставленные доверенности (корреспонденция) от лица компании и в отношении компании;
- Страховая политика, включая обязательства и страховую политику по отношению к работникам;
- Детальная информация о ключевых управляющих: имя, адрес, возраст, опыт, должность, описание должностных обязанностей в компании, зарплата и система стимулирования;
- Общая информация о сотрудниках: количество (штатных и внештатных), рабочее время и уровень заработной платы, система стимулирования труда;
- История забастовок;
- Материалы о правилах и процедурах, принятых в компании, материалы и документы по найму сотрудников, политика в области повышения квалификации;
- Полная организационная схема компании, детальное описание внутренних действующих структур с учетом следующего: кто планирует, контролирует, выполняет функции, анализирует их результаты, а также, какие управленческие решения и действия обычно принимаются;
- Прошлые и настоящие бизнес-планы компании;
- Определенные детали маркетинга, структуры продаж, методов и программ, включая функции торгового персонала, специальные и особые действия по продвижению продукции;
- Описание технологического процесса.
Опубликовано: 14 марта 2010
Просмотров: 3403
Автор: Александр Идрисов
|
|