Введение
Издательство Инфо-ДВД
Внутри Инфо-ДВД
Карьера в Инфо-ДВД


«Инвестиционные идеи на рынке искусства. Мысль № 1. Вложения в работы Владимира Янкилевского»

Почему Янкилевский? Творческий потенциал. Владимир Янкилевский (р. 1938) — один из крупнейших новаторов в неофициальном послевоенном искусстве, автор самобытного пластического языка и инновационных приемов, самостоятельный исследователь, значительно опередивший свое время. Фактически его работы, созданные в 1960–1970-х годах, обладают энергетикой, свойственной в большей степени современному актуальному искусству. Вершиной творчества художника являются его самобытные триптихи. Эта форма у Янкилевского чаще всего применяется для иллюстрации идеи триединства женского начала, мужского начала («автопортрет», правая часть) и пространства-универсума (центр). В работах 1970–1990-х годов обычной логикой триптиха была (слева направо): женское начало — универсум — автопортрет, мужское начало. Но в более поздних работах образ переплетения мужского и женского художник помещает и в центр композиции, окружая все вселенским пространством. Образ женщины символизирует центростремительность, стабильность. Мужской образ — движение, динамику. Значительные экспрессивные циклы Янкилевского «Анатомия чувств» (начало 1970-х), «Содом и Гоморра / Мутанты» (конец 1970-х), «Город-маски» (1970-е) и сегодня смотрятся вызывающе без нужной расшифровки. Сюжетны и герои этих циклов: социальные мутанты, теряющие связь с реальностью, техногенные женщины, царство абсурда, победа машин созданы в Советском Союзе в 1970-е годы, в эпоху Брежнева, что требовало от создателя не только внутренней свободы, но и вполне конкретной смелости. Владимир Янкилевский участвовал в ряде наиболее значительных групповых выставок «другого искусства»: 30-летие МОСХа (Манеж. 1962), выставка в павильоне «Пчеловодство» (ВДНХ. 1975) и др.

Инвестиционный потенциал. Ситуация, когда художественное значение не пропорционально ценовым уровням, вряд ли способна продлиться долго. Но какое-то время, безусловно, с ней придется мириться — по крайней мере до тех пор, пока участникам рынка хватает более очевидных инвестиционных идей.

Вот как раз пример нарушенного соотношения «цена/качество». С одной стороны, Владимир Янкилевский, без сомнений, входит в круг первых имен в русском неофициальном послевоенном искусстве (в «другом искусстве»), а, с другой стороны, аукционные цены на его работы по состоянию на сегодняшний день условно на 25–30 процентов уступают в цене работам других признанных шестидесятников при прочих равных условиях. Так, максимальной ценой, когда-либо уплаченной на аукционных торгах за произведение Янкилевского, являются 66,5 тысячи фунтов за живописную работу «Город-сумерки» 1970 года, проданную на Phillips de Pury 29 февраля 2008 года. Вместе с тем обычным рыночным диапазоном для первых имен является 120–220 тысяч долларов.

О причинах относительной недооцененности произведений Янкилевского по сравнению с «одноклассниками», впрочем, можно догадываться. Повторюсь, что художественный язык Янкилевского слишком современен, порой резок, на таком скорее говорят представители актуального искусства, а от шестидесятников такого обычно не ожидают. Его картины не универсальны и в декоративном плане — они в массе своей отнюдь не беззубы, иногда агрессивны, даже на грани эпатажа. Соответственно, они уместны далеко не в каждом интерьере и требуют подготовленности зрителя. Изобразительная откровенность в иллюстрации роли мужского и женского начал, универсум, конфликт человека и машины, влияние среды, мутанты — все это темы не для общей гостиной. Так и получается, что Янкилевский — один из самых самобытных и сильных мастеров в неофициальном искусстве, но при этом он в полной мере остается художником не для всех. Словом, поэтому не трудно предположить, что коллекционеры, лишь недавно принявшие «легкий» модернизм его коллег, например метафизику, абстрактный экспрессионизм и другие умеренные по современным меркам измы, оказались пока еще не готовы в полной мере оценить напор и мощную интеллектуальную составляющую творчества Янкилевского. Повторюсь, что сложившаяся «недооцененная» ситуация является лишь временной. И именно такой момент «нерешительности» на рынке таит массу возможностей для инвестиций. Так, по «карьере» работ других шестидесятников замечено, что на аукционах они могут довольно долгое время оставаться в тени «мейнстрима», а потом «выстреливают» в нормальный для их уровня ценовой диапазон 120—220 тысяч долларов и уже с этих позиций продолжают расти вмести с рынком. Разве что с чуть опережающими темпами роста — например, около 20–35 процентов в год.

Прогноз ARTinvestment.RU и советы инвесторам. Эмпирический прогноз ARTinvestment.RU по росту цен на произведения Владимира Янкилевского — 35 процентов в год для живописи и 20 процентов в год для графики. Это суждение более применимо к вещам качества среднего и чуть выше среднего. Темпы же роста цен для работ музейного уровня могут быть значительно выше — примерно 50 процентов в год. По счастью, начинающим инвесторам требуется соблюдать пока лишь обычный, а не повышенный уровень осторожности при проверке атрибуции работ, учитывая, что творчество Янкилевского пока еще не попало в активную разработку производителей подделок. При прочих равных условиях при покупке рекомендуем отдавать предпочтение ярким, насыщенным работам, выполненным в традиционной живописной и смешанной техниках, в которых присутствуют магистральные темы в творчестве художника. Удачей будет приобретение работ 1960–1980-х годов — ценного периода, имеющего особую значимость для всего неофициального искусства. Однако стоит учитывать, что творчество Янкилевского в целом довольно ровное и даже работы 2000-х годов не вызывают сомнения в сохранении высокого творческого потенциала художника. В частности, на Московском Международном Салоне изящных искусств (MWFAF-2008) галереей «Минотавр» был показан очень эффектный четырехметровый триптих «Адам и Ева», созданный совсем недавно, в середине 2000-х годов. Galerie Le Minotaure указывала для этой работы ориентир в 150 тысяч евро. Одним из ограничений при покупке работ Владимира Янкилевского может стать исполинский размер его живописных композиций, что снижает ликвидность таких работ. Гигантские вещи Янкилевского хуже подходят для приобретения в частные собрания: их будет не просто размещать, обеспечивать транспортировку, хранить и сложнее перепродать. Так что в инвестиционных целях лучше ориентироваться на работы «коммерческого» размера, то есть в случае Янкилевского — до 1,5 метра. Графику следует приобретать только выдающегося качества: по состоянию на сегодняшний день средняя графика и тиражные работы слишком часто остаются непроданными. Помимо привычных живописи и графики, инвесторам стоит также обратить внимание на расписной фарфор, созданный по эскизам Янкилевского. Но тоже лишь в том случае, если есть возможность приобрести его без существенной переплаты. В частном собрании неофициального искусства работы Владимира Янкилевского хорошо сочетаются, например, с «технологическими» произведениями Эрнста Неизвестного и «геометрией» Эдуарда Штейнберга.

Опубликовано:  27 марта 2010
Просмотров:      3130
Автор:                Владимир Богданов


Инфорассылка
Хотите узнать о том, как Вы можете зарабатывать в Интернете тысячи долларов ежемесячно?


Введите Ваши данные в форму и нажмите на кнопку «Да, хочу!»
Подробнее о рассылке


Обновления на сайте












Никита Королев и Анатолий Белоусов,
Группа проектов «Киберсант-Медиа»
Издательство Инфо-ДВД Все права защищены, © 2008—2019

Смотрите также: наши контакты,
ответы на вопросы, форум и другие проекты.

Позвоните нам: или оставьте заявку на обратный звонок.
Подпишитесь на миникурс:
Читайте RSS канал —