|
Между начальником и подчиненным всегда есть недопонимание, считает предприниматель Владимир Чибирев. Собранная им коллекция психологических портретов владельцев и топ-менеджеров компаний помогает вовремя понять, с кем имеешь дело, и решить, как себя повести.
Наиболее распространенные типы владельцев компаний:
1. Трудоголики
Владелец-трудоголик стремится быть в курсе всего, что происходит в компании. Он лично контролирует и бухгалтерию, и производство, и склады, знает, сколько денег сегодня пришло от клиента и сколько товара хранится на складе. Без него не решается ни один вопрос.
Топ-менеджерам работать с таким руководителем сложно, ведь они не могут сделать ни одного шага, пока им не даст добро сам владелец компании. Когда в компании работают больше 20 человек и все они ждут отмашку хозяина, то неизбежно резко снижается эффективность работы. Трудоголика волнует не столько результат, сколько сам процесс.
2. Big Boss
Признает только людей, равных ему по статусу. С теми, кто ниже рангом, даже не разговаривает. Я знал одного поставщика, у которого были очень привлекательные цены. Он никак не хотел идти на контакт с нашей фирмой до тех пор, пока не узнал, что у меня такая же машина, как у него, – «Мерседес». После этого вопрос о поставках был решен моментально. Но он по-прежнему никогда не разговаривал с моими менеджерами, полагая, видимо, что это ниже его достоинства. А когда я приехал к нему в офис, то увидел вокруг затравленных сотрудников – перепуганную секретаршу, безмолвных помощников... Сегодня, кстати, этой фирмы уже нет.
Проблема «большого босса» очевидна – он предвзято относится к окружающим, считая всех, чей статус ниже, людьми второго сорта. Все вокруг должны выполнять только его волю. Мнение, которое не соответствует его точке зрения, является ошибочным. Он не приемлет компромиссов, ни с кем не советуется, принимая решение. Все обязаны следовать его «ценным указаниям», а если вдруг случается прокол, то виноваты все, кроме «большого босса». В итоге такой руководитель оказывается окруженным только лицемерами. Профессиональные же менеджеры уходят от него, потому что не могут с ним ужиться. А фирма без сильной команды рано или поздно развалится.
3. Рэмбо
Этот типаж в принципе похож на «большого босса», но у Рэмбо есть своя «изюминка» – это бывший военный, который не может адаптироваться к гражданской жизни и никак не поймет, что он уже не в армии. Рэмбо очень дисциплинирован и любит порядок, но довольно часто «перегибает палку». Его принцип: «Все должно быть по уставу». И если вдруг возникает нештатная ситуация, то почти наверняка Рэмбо будет руководствоваться инструкцией вместо здравого смысла. Например, если менеджер найдет возможность что-то быстро продать и хорошо заработать, а в компании в этот день намечен по плану санитарный день, то вопреки здравой логике Рэмбо может не подписать документов, сославшись на то, что «сегодня все протирают компьютеры, а время заключать сделки еще не пришло».
Когда во главе компании стоит солдафон, пропадает гибкость бизнеса и он начинает «спотыкаться». Я встречал компании, которыми руководят подобные люди. Да, внешне у них все в порядке, но бизнес нельзя назвать процветающим.
4. Случайный
Это бизнесмен, сколотивший себе капитал в начале 1990-х годов. Ему повезло в бизнесе (тогда многим везло), он оказался на гребне волны, заработал свой миллион долларов, но сейчас из-за недостатка квалификации постепенно превращается в мелкого предпринимателя. Он не понимает, что законы бизнеса давно поменялись, и продолжает работать по старым принципам, не ведая ни о цивилизованной бухгалтерии, ни о том, как платить налоги, ни о безналичных расчетах. Он не слушает менеджеров, которые предлагают современные методы ведения бизнеса.
Между тем, мы живем в век современных управленческих технологий. И независимо от того, чем ты торгуешь – бельем или шинами, ты должен идти в ногу со временем. А «случайным» это не под силу, в результате они становятся неконкурентоспособными. У них падают обороты и прибыли, они вынуждены уменьшать зарплату сотрудникам и теряют кадры. Да, компании, во главе которых стоят случайные люди, все еще держатся на плаву и что-то зарабатывают. Но дни их сочтены.
5. Вампир
Этот типаж относится к своему бизнесу, как к ребенку: он едва ли не сам протирает с товара пыль в магазине или на складе. Кажется, что вампир дорожит всем, что имеет отношение к его бизнесу. Но только не людьми. Разговор с ним не заходит дальше его собственных проблем – личных, профессиональных и проч. Этими проблемами он «загружает» вас с ног до головы. Но если вы в ответ, не дай Бог, посмеете заикнуться о своих проблемах, то он вычеркнет вас из жизни. Вампир высасывает из вас все и ничего не дает взамен.
С таким руководителем очень трудно работать не только менеджерам, но и партнерам по бизнесу. Прежде чем купить у него товар, придется выслушать лекцию о том, как тяжело этот товар ему достался, как он его на своих плечах тащил через границу, сколько он заплатил таможенникам и бандитам... И ты вынужден все это слушать, потому что тебе нужен этот товар. А заканчиваются такие разговоры, как правило, тем, что он начинает поднимать цену. Если же ты сам захочешь ему что-то продать, то он сразу начнет жаловаться на то, какой он бедный-несчастный, будет просить отсрочку и т. п. Если, не дай Бог, ты задержал для него поставку товара на день, он будет тебе звонить каждые 10 минут и говорить, что у него миллионные потери от сделки на 1000 долларов. То есть вместо деловых отношений – сплошное нытье.
Однажды я был свидетелем того, как к такому «вампиру» – директору сервисной компании приехали клиенты, которые договаривались купить у него шинные диски. Но им не хватило денег, и они решили приобрести только шины. На что директор обиженно заявил: «Раз не хотите покупать шинные диски, то я вам и шины не продам». Видимо, он уже подсчитал свою прибыль, распределил ее и не смог смириться с «потерей». А потом еще и раструбил всем, какие это плохие люди и как они его подвели. Попав хоть раз в подобную ситуацию, люди просто отказываются впредь иметь дело с таким человеком. Поэтому контакты с компанией, которой руководит такой лидер, лучше налаживать через менеджеров.
6. Профи
Постоянно учится, анализирует рынок и место своей компании на нем, сопоставляет западный опыт с российским, внедряет в компании самые современные и продвинутые технологии. Профи заботится о сотрудниках, дает им возможность учиться, а к менеджерам относится как к равным себе. Но самое главное – профессиональный владелец переводит свои отношения с первыми помощниками в юридическую плоскость и заключает с ними контракты, которые обезопасят и владельца, и топ-менеджера. Такой контракт помогает оценивать сотрудников по реально достигнутым результатам и целям.
Наиболее распространенные типы топ-менеджеров:
1. Трудоголики
Все только подтягиваются на службу, а трудоголик уже на месте, работает в поте лица. Народ устремляется домой, а он все активно трудится. У него огромное количество идей, и руководителю порой даже приходится его притормаживать, потому что этот человек всегда «бежит впереди паровоза». Трудоголик никогда не занимается показухой – он действительно качественно работает. Он может работать с любым руководителем – главное, чтобы владелец компании ценил трудоголика и признавал его заслуги.
2. Small Boss
Очень интересный экземпляр. Его цель – не вовремя выполнить, а вовремя доложить; его девиз – кто первый доложил, тот и чемпион. Когда бы руководитель к нему ни зашел, у него всегда все в порядке. Он всегда найдет аргументы, чтобы уверить начальство в том, что в компании все отлично. Он усыпляет бдительность руководителя, и очень часто руководитель попадается на этот крючок – доклад безупречен, все виновные наказаны, все отличившиеся поощрены. Но если продолжать слушать эти радужные доклады, не вникая в их суть, то ситуация в компании может выйти из-под контроля.
Кроме того, «маленький босс», как и «большой босс», считает всех подчиненных людьми второго сорта. У него есть только один авторитет – его начальник. Рядом с ним он становится «одуванчиком». Со мной работал однажды такой менеджер. Он был старше меня, но, встречая меня в аэропорту, первым делом хватал мою сумку и предлагал ее понести. Да, любое желание руководства для «маленького босса» – закон. Но ко всем остальным он относится крайне цинично и высокомерно. Поэтому с таким сотрудником если и можно вести дела, то очень аккуратно.
3. Рэмбо
Очень похож на Рэмбо-руководителя. Добросовестный, инициативный, но «строит подчиненных», придерживается крайне жесткого стиля поведения, не прощая сотрудникам ни малейших ошибок. Более того, он постарается и своего руководителя поставить в какие-то рамки. Например, если руководитель опаздывает на работу или относится к кому-то из подчиненных снисходительно, он сразу упадет в глазах менеджера-Рэмбо. А топ-менеджер, для которого его руководитель не авторитет, может выйти из-под контроля.
Ужиться с таким топ-менеджером могут только приспособленцы. Инициативные сотрудники скорее всего не потерпят такого начальника, а без них компания рано или поздно умрет. Если с таким топ-менеджером не провести вовремя профилактическую работу, то вскоре вы можете остаться с ним в компании вдвоем.
4. Душа компании
С этими людьми можно классно посидеть где-нибудь в ресторане, выпить и пообщаться. У них хорошее чувство юмора, они знают много анекдотов и руководству кажутся душевными и коммуникабельными. Но на самом деле такой человек и дела ведет как беседу в ресторане – у него вместо работы брожение. Он производит много шума, изображает большую активность, но результатов от его «бурной» деятельности практически не видно. Чаще всего у таких людей большие амбиции, но ограниченные способности. Они и по карьерной лестнице поднимаются только благодаря обаянию, но никак не лидерским качествам. Такой человек будет стараться скрыть от руководства проблемы, и если относиться к нему благодушно, то это может обернуться серьезными неприятностями.
5. Серый кардинал
Этот топ-менеджер приходит к вам с хорошими рекомендациями, производит впечатление очень добросовестного, способного управленца, переживающего за общее дело. Но на самом деле цели у «серого кардинала» другие. Он постепенно выявляет лидеров в компании, которые имеют влияние на руководство, и через этих людей уже сам пытается повлиять на руководство. А со временем переступает через головы коллег и становится вторым человеком в компании. Цель достигнута. Но проблема даже не в этом.
Проблема в том, что, став вторым в компании, он начинает блокировать доступ к руководителю. Без его ведома никто к хозяину не подходит, на совещаниях без его предварительного одобрения никто не выступает. «Серый кардинал» убивает в коллективе инициативу, и вот вы уже не можете понять, почему раньше у подчиненных горели глаза, а сейчас все они ходят поникшие. Это очень опасный человек, и если его вовремя не распознать, он может стать в компании даже более влиятельной фигурой, чем сам владелец. Кроме того, «серый кардинал» приветствует клановость и старается окружить себя друзьями и знакомыми. В результате руководителю, несмотря на все его полномочия, становится сложно получать реальную информацию о делах компании, потому что он окружен соратниками – но не своими, а серого кардинала.
6. Профи
Профессионал приходит в компанию выполнять определенную работу и получать за это финансовое вознаграждение. Он придерживается принципа: только бизнес и ничего личного. На собеседовании первым делом говорит о своих профессиональных качествах – что он может сделать и в какие сроки. Этот человек не согласится на «размытые» условия работы. Он согласится на контрактные отношения, и даже будет сам их инициировать. Профессионал не дает пустых обещаний, знает себе цену, умеет планировать свою деятельность и разбирается в той области, в которую пришел работать. Главное – не мешать ему.
Опубликовано: 19 октября 2009
Просмотров: 4558
Автор: Владимир Чибирев
|
|